minakovas, Alexander Minakov, Александр Минаков

minakovas


Александр Минаков

Расширяю зону комфорта


Previous Entry Share Next Entry
Станции с названием «энный километр»
minakovas, Alexander Minakov, Александр Минаков
minakovas
Почему безымянных "станций-километров" на наших железных дорогах так много? Мало населенных пунктов? В американских городах, в том же Нью-Йорке, почти все улицы по номерам, но в городе это удобно. Там в голове быстро складывается правильная сетка координат. С электричками такого не происходит. Кстати, чего я еще никак не могу запомнить - это километры КАДа (МКАДА и т.д.). От недостатка практики, наверное.


  • 1
А там везде посёлки? Или всё-же садовые товарищества и прочее отдалённо расположенное?

Это должны быть километры ж.д. пути. Считаются от вокзала. Часто могут совершенно не совпадать с километрами шоссе, проходящего рядом с железной дорогой.
Названия такие, думаю, появлялись потому, что во время строительства железной дороги постоянных населенных пунктов там не было. Не называть же было станцию по имени какого-нибудь садоводства, расположенного в километре от нее. Тем более, что таких садоводств могло быть сразу несколько. Какому тогда отдать предпочтение..
Сейчас, конечно, все эти придорожные поселки разрослись. Так, что в Орехово оказались, например, уже три станции - "Орехово", "67" км и "69 км". Как их назвать? "Орехово-2", "Орехово-3"? Тоже как-то не комильфо.

Километры на ж/д считаются не от вокзала, а от предшествующей развилки. И откуда такое презрение к садоводствам? Это уже давно жилые посёлки, в которых люди и круглый год живут.

А что тогда считается предшествующей развилкой?
От платформы 71-й км до Ушково почему-то всего 15 км. А до Финляндского вокзала - где-то около 70.
Про презрение - вообще не понимаю, о чем Вы.

Насколько я понимаю, заново нумерация начинается на боковых ветках, здесь хорошо видно:
0жд
Кстати 19 км на нашей дороге две, на разных линиях.

был 37км и 41км
потом стали платформы Гагаринская и Бачхиванджи
в разговоре у меня все равно остались 37-й и 41-й\

Говорить, что километраж на железной дороге считается от вокзала не совсем верно – считается он от условленной начальной станции, причём не обязательно, что дорога физически начиналась строиться именно оттуда.
Ж/д линия – это же палка о двух концах, которая всегда связывает точку «А» с точкой «Б», а вовсе не некий гипотетический вокзал с гипотетической провинцией. Например, линия Санкт-Петербург – Москва строилась целенаправленно для связи двух городов одновременно с двух концов, при этом километраж считается от станции Санкт-Петербург-Главный (в просторечии «Московский вокзал») до станции Москва-Октябрьская («Ленинградский вокзал») , что было логично – так как именно Санкт-Петербург при строительстве являлся столицей Империи.
Этого же принципа придерживались и в дальнейшем. Линии, начинающиеся от Санкт-Петербурга и Москвы, считаются от петербургских и московских вокзалов – так в Приморском крае есть остановочный пункт – «9 тысяч какой-то там километр». Далее есть ответвления от этих линий, километраж которых считается от станции начала ответвлений.

Но есть ещё множество соединительных линий, «кольцевых» направлений, которые не «ориентированы» на Мск. или СПб. Они считаются так, как «исторически сложилось». Так, например, линия Волховстрой-1 – Чудово считается от Волховстроя. Или, например, есть линия Ярославль – Рыбинск – Сонково – Бологое – Валдай – Дно – Псков, на этой линии километраж от Ярославля до Рыбинска считается от Москвы – потому что этот участок при строительстве был продолжением линии Москва – Ярославль. Но далее от Рыбинска до Пскова километры считаются от Рыбинска, потому что строилась эта дорога дореволюционным частным капиталом как раз от Рыбинска в сторону Прибалтики.
Из наших местных примеров:
• На Приозерском направлении километры считаются не от ФинБана, а от Пискарёвки, так как линию на Сосново-Приозерск пристыковывали к ранее построенному участку внутригородской соединительной линии.
• Если ехать на электричке из Петербурга в Кириши, то сначала километры считаются от СПб., но на станции Мга поезд сворачивает на ответвление от основной линии, на котором километраж считается от станции Мга. Так, перед Киришами есть платформа «55 км», до которой от Питера ехать более 100 км.
Железнодорожникам всё это удобно и понятно.

Откуда взялись названия остановочных пунктов «NNN километр» тут уже правильно описали. Когда открывался остановочный пункт (о.п.) – рядом не было населённого пункта, чьё названия было бы логично использовать, по разным причинам. Или рядом вовсе нет населённых пунктов, или они далековато и могут обслуживаться другими станциями, или название этого пункта уже где-то используется.
Название станций железной дороги практически никогда не повторяются – это правило. Исключения из него есть, но крайне редки. Названия остановочных пунктов теоретически повторяться могут, но это также считается нежелательным.
Потому, при открытии нового о.п. ему иногда не успевают придумать название, и он просто называется по тому километру линии, на котором находится. То есть подразумевается, что, к примеру, это не просто «67 км» - это «остановочный пункт на 67-м километре линии Пискарёвка – Хийтола».
По садоводствам о.п. не называют – название садоводства не является в полном смысле географическим названием, тем более их обычно вокруг о.п. хотя бы несколько. Кроме того, о.п. часто бывает старше окружающих его садоводств.
Чтобы переименовать о.п. из «километра» во что-то более интересное, нужна чья-то конкретная воля и идея, подкреплённая логикой или громким именем. У самих железнодорожников чаще нет никакой насущной необходимости что-то переименовывать – им всё и так понятно. Как понятно всё и постоянным пользователям о.п., пассажирам.
А много ли смысла в переименовании «69 км» в «Орехово-3»? «Шило на мыло»? Тем более, что такое название сейчас никем не используется. А как тогда назвать – «Иваново» - по ближайшей деревне? Так Иваново у нас много где есть.
Со временем «69-й км» можно будет переименовать в «Игору», потому что именно это название всё больше входит в обиход, да и «Игора» собирается развиваться.
Но я более чем уверен, что противников такого переименования будет немало – по самым разным причинам. Кому-то «Игора» не нравится, а кто-то «всю жизнь так привык».

Интересно и познавательно. Спасибо.
Про Пискаревку кстати показалось неправдоподобно. Проверил с линейкой и картой. Получается, что нулевая точка приозерской ветки - где-то около Кушелевки, в районе сочленения с выборгской веткой.

Да, пожалуй так и есть, от Кушелевки.
Это я ошибся, спасибо.
но общая суть остаётся такой же.

Илья, ты мега, спасибо за исчерпывающее пояснение.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account