minakovas, Alexander Minakov, Александр Минаков

minakovas


Александр Минаков

Расширяю зону комфорта


Previous Entry Share Next Entry
Мариинский-2: лучшая сцена России
minakovas, Alexander Minakov, Александр Минаков
minakovas
Вчера мне довелось посетить первый спектакль на новой сцене Мариинского театра. Выскажусь не в тренде - мы в Питере получили лучшую сцену России, и одну из лучших в Европе, оставив позади на долгие годы Большой и всех прочих. Этому я предлагаю искренне порадоваться.



Первым открытым для публики спектаклем на сцене Мариинки-2, состоявшимся 3 мая, была опера Чайковского "Иоланта" с Анной Нетребко в главной партии. Я сходил туда и подготовил небольшой репортаж.



1. Самый сильный шквал критики вызвал внешний облик здания. Когда речь идет о новом театре за большие деньги все хотят видеть что-то необычное. При этом публика и заказчики не знают толком, чего именно они хотят. В Казани, например, хотят, чтоб "богато". В Петербурге публика традиционно желает, чтобы здание не выбивалось из исторического контекста. При этом оно должно быть оригинальным, новаторским, эстетским. А то, что вышло - универсам, ТРК Мариинский - как только не изгалялись. Последним на говно изошелся sadalskij.


2. Что в реальности? Если не выискивать прицельно многократным зумом самые гадкие ракурсы, как блогер На6людателб na6ludatelb, обычный глаз прохожего увидит, что ничего катастрофического не случилось. Новый театр выглядит как новый театр. Не больше, не меньше.


3. Безусловно, это не классическое здание Кавоса - вот, кстати, о художественной ценности первой сцены Мариинского тоже ведь можно поспорить. При желании в нем можно разглядеть какой-то плюгавый дореволюционный цирк. Или эклектично декорированный римский пантеон, распластавшийся за счет пристройки десятка разнокалиберных клетушек. Согласитесь, Россиевский театр на Невском или Большой куда строже и стройнее выглядят. Но это ведь не значит, что привычный зеленый дом надо сносить, так ведь? А новую сцену особо истеричные критиканы на полном серьезе предлагали разобрать.


Да, скучновато-утилитарны боковые фасады. Да, уродский, непонятно куда ведущий подвесной мост через канал, которым я тоже изрядно возмущался. Но, в целом - нормальное здание, ничем не хуже других новоделов.

4. Главное разочарование архитектурного сообщества, которое мне понятно, состоит в том, что не получилось сделать шедевр, как в Сиднее или Копенгагене. Получился эдакий БКЗ "Октябрьский" в современном ключе. Однако все принялись судить о здании, не заглянув внутрь. Так давайте посмотрим.


5. Внутренние стены из оникса светятся желтым изнутри.


6. Театр просторен. Планировка интерьера перекликается с парижской оперой Бастилия - тоже, кстати, грузное современное темно-серое здание без признаков нетленного шедевра.


7. Оснащен эскалаторами, лифтами. Давки не заметил нигде.


8. Работает небольшая лавка с сувенирами. Значительная часть здания еще не открыта, полагаю, будут еще. Сегодня любой приличный театр имеет фирменный магазин. Это шоу-бизнес, друзья. И в Петербурге он тоже должен быть на высоком уровне.


9. Через панорамные окна главного фойе можно обозревать старое здание на другом берегу Крюкова канала. Через три года оно встанет на реконструкцию.


10. Новый зрительный зал - просторный, лаконичный и красивый. Действительно отовсюду все видно (кроме тех мест, где торчат осветительные приборы). Здесь уместно напомнить, что театр создается для зрителей. Об этом, к сожалению, забыли, когда реконструировали Большой театр (уж извините, буду противопоставлять, и дело не в квасном патриотизме). Пытаясь буквально воспроизвести историческое, там сохранили исторические болячки и неудобства (см. мои заметки по итогам одного из первых спектаклей в Большом в репортаже про Москву-2012). Кстати, стоимость реконструкции Большого составила 35,4 млрд. руб., строительства Мариинского-2 - в полтора раза меньше, 21 млрд.


11. Даже в оркестровой яме просторно.


12. А вот что нелепо - президентская ложа посередине высотой в два яруса - калька c расположенной в главном здании царской ложи. Ложа посередине первого яруса во всех театрах мира предназначена для важных гостей. Но, я специально посмотрел, ни в Нью-Йоркской Метрополитен-опера, ни в других сравнительно новых залах такого нет. Даже у английской королевы ложа имеет только один ярус в высоту. В новой Мариинке красивая люстра над головой приезжающего не чаще раза в год Путина крадет добрых 40 престижных мест, которые театр мог бы продавать. Вот это позор, а не то, что в театре будет ресторан.


13. Кровля будет частично эксплуатироваться. Сейчас здесь продолжаются работы. С другой стороны крыши будет возможность давать концерты на открытом воздухе с панорамным видом на город.


14. Впрочем, панорамы из главного фойе радуют уже сейчас.


15. Удалось найти позитив и в буфете. Современный театр - это бокал шампанского и торт, в том числе. Так же как футбол - это уже не просто просмотр игры в мяч. Это праздник. Знаменитый лондонский Ковент-гарден - вообще одна большая светская столовая, где опера служит лишь изысканной приправой к вечеру. Так вот, буфету нового Мариинского - респект. В Михайловском запредельные цены. В Большом тоже нагнали пафоса. В театрах помельче, как правило, бомжатник или совок (в Капелле, например). Здесь удалось найти баланс между изысканностью и демократичностью. Кто желает, может купить элитарный коньяк, но капучино при этом стоит 150 рублей, и даже вкусный. А еще подают кир рояль за 300 руб., что вообще выводит наш театральный общепит на новый уровень.


16. Можно взять коктейль, присесть на специально разложенные подушки и наблюдать, как проходят по каналу катера.


17. В конце позволю себе лирическое отступление. Оперу я люблю (балет - не очень), и в этом смысле, конечно, я рассуждаю как заинтересованное лицо. Рассуждаю предвзято. Характерно, что слюной по поводу нового Мариинского театра брызгают преимущественно те, кому опера и балет до лампочки. Людей можно понять - с их точки зрения большой кусок ценной городской земли получил непонятный (для них) Гергиев и построил там нечто, куда они никогда не пойдут. А они бы хотели там парк, стадион или стоянку. Мне эти чувства понятны. Скажем, когда строят на Просвете дворец для фигурного катания, это не вызывает во мне душевного отклика, поскольку если все фигурное катание мира завтра прекратит свое существование, я этого не замечу. Просто потому что фигурное катание не входит в сферу моих интересов. Также как кого-то тошнит от оперы. И это нормально.

Правда, прежде чем выступать против очередного ледового стадиона, я вспоминаю, что фигурное катание любят мои близкие и еще, наверное, несколько сот тысяч человек, и, наверное, есть дети, которые хотят кататься на коньках. И, наверное, неплохо, что появится очередная ледовая арена для этих целей. Еще одно мое убеждение состоит с том, что человеку свойственно не принимать и особенно предвзято судить о том, что чего он не знает, с чем никогда не соприкасался. Условно говоря, Америку громче других хают те, кто никогда там не был. Крайняя степень - Иван Дулин из "Наша Раша". Невежда, который видел в жизни только телевизор, но по каждой теме у него заготовлено негативно-пренебрежительное суждение.

Так вот, когда я читаю очередной лай в сторону Гергиева (что он "изуродовал город", украл все что можно на стройке и т. п. бред), я понимаю, что это лает Иван Дулин. Не обязательно люмпен в трениках, это может быть и носитель профессорского звания, но неспособный выйти за рамки своего мироустройства. Или бесполезная моська, не сделавшая своими руками даже табурета на даче. Оппозиционная, и в этом смысле рукопожатная, но моська. Потому что Валерий Гергиев - это слон. Заслуги его станут видны на расстоянии. Но и теперь не нужно быть экспертом в области классической музыки, чтобы понимать, что означает передовой музыкальный театр с тремя площадками для города, которые еще не оставил призрачных надежд быть глобальным. Для города, который, благодаря в том числе и Гергиеву, находится еще где-то в середняках, а не в самом хвосте туристического списка избалованных и пресыщенных путешественников XXI века.


18. Приходите и сами все увидите.


Каталог лучших записей журнала город.жж.рф


  • 1
То, что поступил заказ в ЖЖ обелить новую сцену Мариинского театра, можно даже не уточнять.
Вам самому не стыдно?


Интересная позиция. Если мнение журналиста не совпало с вашим "правильным" мнением, то он обязательно проплачен!

Т.е. кто не согласен - сразу Дулин со всеми вытекающими. Грамотно.
Хотя по идее это должен быть не Дулин, а Сергей Юрьевич Беляков.

Но хоть Дулин - да, я не понимаю оперу и балет. Но давай вспомним как все это было - Гергиев сам выбрал проект Мосса, по которому нельзя было построить. Уже был фундамент, когда выяснилось что проект надо менять. Почему он не сказал: "простите люди, поспешил с выбором архитектора"? Зачем было спешить еще и с новым проектом? Да, наверное по другому у нас ничего не добьешься, но не надо тогда и удивляться соответствующим отношением.

Не было никакого фундамента ни по проекту Мосса, ни по проекту Перро. Котлован рыли сразу под проект канадцев.

Спасибо за взвешенный отзыв. Все по делу и без модных в этом сезоне истерик. Надо будет сходить. А что с ценами?

Если не брать топовые спектакли первых дней, ценник будет на уровне 600-1500 рублей. Как и на старой сцене.

Мм. Пожалуй, пришло время отписаться.

горячо поддерживаю

В России столько брошенной и обветшалой архитектуры - столько поводов для коллективного недовольства. Вопрос лишь в том, как среди этого недовольства построить что-то более менее современное и функциональное, отражающее текущие потребности.

интерьеры - хорошо :-)

Уютно, я бы сказал. Вот в Большом неуютно, несмотря на 35 млрд.

Жук - это классика, и до БКЗ канадцам далеко, ТРК и есть ТРК (без лишних слов)... спорить можно вечно... архитектурное сообщество вынесло свой вердикт...

Илья, ну никто не спорит, что могло быть значительно лучше. Я о том, что своему функционалу он отвечает. В театре уютно. В нем приятно находиться. А о строительстве театров в условиях путиномики сказано все до меня.

Внешне - очень убогая современная российская архитектура. Ведь могут же строить в центре красивые здания (Галерея та же).

Внутри - современно и концепция правильная, хочется своими глазами посмотреть.

Посмотрите. Билеты теперь в интернете в два клика, и печатешь на принтере. Даже не надо в кассу ходить.

Галереей тоже многие недовольны. Начиная от того, что она украла привокзальную площадь и новые платформы для ВСМ теперь придется строить вторым ярусом, либо дальше от вокзала. И заканчивая претензиями по тому же фасаду.

Ночью здание новой сцены выгладит нарядно. В старом здании Мариинки было очень душно, если ты сидишь не в 1-2 ряду на 1 ярусе, например, то спектакль можно смотреть только стоя. Не слишком интересен фасад новой сцены, но то, что есть современный, удобный, мирового уровня театр - это прекрасно. И Концертный зал тоже, кстати, очень удобный, с хорошей акустикой.

Да, про главное-то я забыл написать. Акустика хорошая. Мне (с балкона) понравилось как звучат инструменты и голоса. Проблемы были только в квартетах и громких хорах. Возникала легкая звуковая каша.

как эта продажная хуита попала ко мне во френд-ленту?

Вы заблуждаетесь. Не театр заплатил мне, а я заплатил Мариинскому театру за посещение данного спектакля как самый обычный посетитель.

Вот скриншот заказа через их официальный сайт:


Есть еще банковская выписка, но уж позвольте мне тут не заниматься полным стриптизом.

Либо вы извинитесь за непродуманное высказывание, либо вы, сударь, не джентльмен.

После того, как сей урбанист "поучаствовал в отмывании" Юрия Земцова - автора градостроительной ошибки "Стокманн", этот рекламный пассаж в адрес гипермаркета с хорошей акустикой, уже не должен удивлять. Сделка с совестью разовой не бывает.

Специально для вас: подтверждение покупки мной билетов на один камент выше.

Где я "отмывал" Стокманн, ссылку пожалуйста.


Лирическое отступление мне понравилось больше всего. Я думаю, пролема критиков театра и твоего поста в том, что под театром им представляется что-то исключительно барочное, с завитушками и рюшечками на фасаде, а внутри чтобы кресла с красным бархатом, другого они не знают. А ты поездил по миру, в голове свобода, а не комплексы, можешь сравнивать и оценивать непредвзято.
Еще особую роль играет патриотизм. Мариинка - краса и гордость, сердце и центр, пафос и помпа, должна быть чем-то _особенно_ _особенным_. По поводу нового "Молодёжного" почему-то никто не воплей не разводил, хотя здание сильно напоминает вокзал, потому что Молодёжный - это так, побочное, не "Мариинка".
В Питере, по-моему, получился "театр как театр", современный. Снаружи ничего особенного, но и ничего ужасного. Можно было, конечно, и поинтереснее сделать, к примеру, отказаться от прямых линий и прямых углов. Мне вот, к примеру, очень понравилась филармония в Берлине, хотя тоже можно было бы сказать, что снаружи она как цирк-шапито выглядит.
А что касается ТЦ "Мариинка", так это даже хорошо - привлечет дополнительную публику, коли уж публика себя так привольно и сытно в этих ТЦ чувствует, что не вылазит оттуда по 24 часа в сутки. В духе времени.
Хорошо, что театр, судя по фотографиям, такой по цвету теплый, просторный и удобный. Важно и самое главное - акустика и что всем все видно. Обязательно схожу заценить.
П.С.: "Царская ложа" - это, конечно, унизительный позор и моральное уродство. "All animals are equal, but some animals are more equal than others".

Вчера там была небольшая проблемка: стоянка у Мариинского театра и близлежащие улицы, были забиты машинами и далеко не всем хватило места.

Я с вами абсолютно согласна. Нормальный современный оперный театр. Я смотрела прямую трансляцию по европейскому каналу MEZZO - звук был превосходный, т.е. с акустикой там всё в порядке. Фасад, кстати, при желании можно переделать, как это сделали в тель-авивской опере после того, как все ужаснулись её тёмно-синему фасаду.

Вопрос не в тему.

Скажите пожалуйста, почему основная часть фотографий, такого плохого качества. По моим оценкам, там вполне достаточное освещение. Чем Вы снимали? Какой объектив?

Re: Вопрос не в тему.

Надо новую зеркалку. Сейчас Никон простецкий. Но может и не помочь моим кривым рукам.

Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.

Я вполне могу допустить, что вы считаете это архитектурное уродство за 22 миллиарда вполне сносным зданием. Но зачем столько дурацких передергиваний в тексте? Ощущение, что вы об Охта-центре пишете, ну или о Лахта-центре.

Именно сносным в тех условиях, в которых оно появилось.

А на передергивания меня сподвигли передергивания некоторых критиканов, которые действительно не видят разницы между Гергиевым и Миллером.

Ничего, пройдет лет эдак 3-5, и все привыкнут )

По всем основным пунктам согласна с автором!!! Тоже была 3го на "Иоланте" - все именно так, как заявляла пресс-служба театра и в плане внешнего облика, и в плане наполнения. Сама не являюсь петербурженкой, и помню свое первое впечатление от "старой" Мариинки: какое-то блеклое, невыразительное, с нелепыми пропорциями здание - и это вот и есть великий знаменитый театр??? На что мне сказали: ну это Петербург, здесь такие понятия о красоте:)) Потом свыклась, сейчас кажется, что так и должно быть:)) Поскольку для меня роман с оперой начался именно с Большого (хотя я также и не москвичка), то я, как и уважаемый автор, не могла сдержаться, чтобы не позлорадствовать в адрес "главного" театра страны. В Большом не только опера хуже мариинской (особенно, если брать труппу, а не приглашенных солистов, с которыми, кстати, руководство Большого тоже не умеет или не хочет нормально договариваться, но это отдельная тема). В Большом как были половина мест слепые, так и остались! Это театр для мещан, которые ходят отметиться в это здание, а искусство им до лампочки. Подумаешь, не видно и плохо слышно, и вообще не понятно, что поют... НО зато я был в Большом. В этом смысле показательна дама, сидевшая со мной рядом на той самой исторической "Иоланте" в Мариинке-2. Она приехала на майские из Москвы и с невероятной значительностью рассказывала нам, провинциалам, что после реконструкции Большого она там была уже 2 (!) раза. Ну еще 3-й раз на Новой сцене, но "это не в счет"! Т.е. спектакли, на которых она была, ей вообще до фени. Она считает "разы", а не артистов и не удачные спектакли. И вот эта самая ценительница долго вздыхала, какой плохой зал новой Мариинки:) Вот в Большом красота так красота. Все дорого-богато. А то, что половине людей, потративших немалые деньги, ничего не видно, она даже долго не хотела признавать. Да и конце концов, какая разница, зал-то красивый. Вот к чему свелся наш разговор. И таких людей в театре никак не меньше половины, а в Большом, так процентов 80-90, потому что ценителям там особенно делать нечего, только расстраиваться лишний раз. И разведенный вой по поводу новой Мариинки - это вой тех, кто ходит для галочки, а не ради искусства. Простите за банальную мысль, но это так и есть.

Мне тоже надоели скрипучие стулья и мышиные норы (коридоры) в старом здании. Конечно, зависит от спектакля, но как зритель лично я тоже предпочту новую сцену старой, тут даже не возникает вопросов.

Edited at 2013-05-06 12:58 pm (UTC)

Про внутренности слышала много хорошего, но здание все равно не одобряю. Да, не худшее, но недостаточно хорошее. Я не противник современной архитектуры, но мне сложно назвать это хорошей современной архитектурой.
И вот у меня еще сомнения про наполнение. Что там собирается ставить Мариинка? Старую сцену закроют только через три года - чем они собираются наполнять репертуар трех площадок? Я бываю на основной сцене довольно часто, средний уровень, я бы сказала, довольно низкий. Пару раз мне было стыдно перед гостями культурной столицы. Это было похоже на детский утренник. Да, бывают звездные представления, не вопрос, но средний уровень, тот, что изо дня в день - он реально не достаточно хорошо. И я не уверена, что открытие новой сцены как-то улучшит эту ситуацию, скорее, наоборот.

Даша, проходные спектакли есть, безусловно. И лебединый чес для туристов. Ну, тут надо выбирать.

Пока что из плана видно, что новая сцена задействована не каждый день. В мае сцену обкатают на разных форматах, там и фортепианный концерт, и балет, и опера, и крышу собирались использовать. Затем, полагаю, все лето пойдет на доработки. Не было субтитров, например, что удивительно - еще не поставили, выходит. Не исключаю, что пойдут мюзиклы привозные - опыт уже был. Вообще больше возможностей для приема гастролеров - Лондонский симофнический в мае пожалует.

О чем вообще дискуссия

Чего-то особенного ожидать не следовало. Если есть хорошая акустика, то это уже хорошо.

Саша, Саша! Величие Гергиева никто не оспаривает. Ты ведь не станешь ткать гобелены для музейных залов - ты не сумеешь. Каждый должен заниматься своим делом. Архитектура никак не входит в список талантов Гергиева. И у меня сложилось впечатление, что твой отзыв ангажирован. А внутренние просторы ассоциируются с просторами Купчино.

Так не Гергиев же единоличный заказчик архитектуры, не Гергиев и строитель. Насколько я помню, проект Перро, действительно сильный, он одобрил. А не реализовался сильный проект в том числе потому, что питерская публика не готова принимать смелые проекты в центре. Надо чтоб "не выбивалось". Ну вот и не выбивается. Как театром я зданием доволен, о чем честно и написал. Как архитектурным объектом - ну, тут все понятно.

Порадовали вы меня своим отзывом, спасибо .
Пишете: акустика хорошая, но "звуковая каша" все таки была? Жаль. Надеюсь им это удатся поправить

Там немецкие инженеры работают над этим.

Внутри театр супер. И зал, и фойе. Очень порадовали звуковые пояснения на 2 языках, что такое 1-й звонок, 2-й и 3-й.
Видимость везде действительно полная. И кресла удобные. В этом смысле по сравнению со старой сценой - небо и земля.
Еще не повесили "бегущую строку". Надеюсь, она тоже будет на 2 языках. А еще лучше - на 3-х - оригинал, русский, английский.

Гергиев - он как жена Цезаря, вне подозрений. Он давно бы мог свалить из РФ, его везде зазывают.

По внешнему виду театра у меня претензия к тому, что он не выглядит ну хотя бы как на проекте. Речь шла о некоей подсветке - ну вот побыстрее бы её включили, посмотрим.


Внешне архитектура нисколько не убогая, просто, скажем так, "вне контекста". Особенно заметно со стороны ул. Декабристов. Застройка в центре Питера всегда плотная, так что это особенно режет глаз.
Было бы расстояние между зданиями - тогда ОК. Но тут дома вплотную друг к другу.
Форма здания и пр. - фиг с ним, но там, где сплошные стены - могли бы сделать в том же стиле/"по мотивам", что и стенка литовского рынка.
Кстати особенно чужеродно смотрится кусок сохранённой стены, сразу видишь, что скрестили ежа и ужа.

Но внутри замечательно. Там именно новый, современный театр.
В реконструированном Большом, например, у половину мест ограниченная видимость сцены.
Кстати как ни странно, в Большом проблема с видимостью есть и на новой сцене (боковой бельэтаж и 1 ярус, ряды кроме первого).

На следующей неделе иду опробовать новую сцену Большого.

разговор ни о чём. Обычный ТК Мариинский получился, никаких других ассоциаций ни днём ни ночью. А плюсики есть и в Ашане и в Меге: Урбанистический магазин в едином архитектурном комплексе, гардероб, детская комната, просторные прилавки, отдел выпечки, кстати, где с ножкой курочки можно закусить мерно любуясь неторопливо проходящими обывателями, в отделе техники бесплатно посмотреть фильм или открытие ТК Мариинки на экранах продающихся тв, А какой вид на бескрайнюю Лен.область, через панорамные окна Меги! А те же удобные эскалаторы с парковки! и никакой очереди, даже лучше, всем места хватает! Может и здесь когда-нибудь выкопают оркестровую яму для маэстро Гергиева? Акустика здесь сама природа!!!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account