minakovas, Alexander Minakov, Александр Минаков

minakovas


Александр Минаков

Расширяю зону комфорта


Previous Entry Share Next Entry
Добросовестно заблуждающиеся автомобилисты
minakovas, Alexander Minakov, Александр Минаков
minakovas
Каждый из нас варится в собственном мирке, это факт. Мне порой кажется, что Ян Гейл и Вукан Вучик - это уже столпы не градопланировочной мысли, а молодежной поп-культуры. Про их идеи столько сказано, причем на русском языке, что даже и повторять неприлично. Тем не менее, огромное количество москвичей и петербуржцев как будто бы не в теме, хотя трубят об урбанистике и принципах удобного города сегодня взахлеб буквально все СМИ. От собянинской "Вечерней Москвы" до оппозиционных онлайновых медиа.

Среди журналистов, пишущих о городских проблемах, тоже находятся такие, что последние пару лет провели будто бы в танке. Один из них опубликовал на популярной в Питере Карповке.нет свою колонку под названием "Стоит ли в центре увеличивать количество пешеходных зон?". Разумеется, автор приходит к выводу, что не стоит, но если и стоит, то где-нибудь подальше от сложившихся центров притяжения и станций метро.

Картинка из статьи показывает заставленный машинами тупиковый участок перед аркой, ведущей на Дворцовую площадь, против "пешеходизации" которого автор и выступает.



Судя по всему автор, Андрей Чепелев - типичный начинающий автомобилист. Добросовестно заблуждающийся. Ведь ему за статьи явно не платит автопром. Я тоже когда-то был таким. Какие чувства переполняют молодого автомобилиста? Эйфория от того, что научился водить и сел за руль. И разочарование. В городе творится безобразие! Поставить машину негде! Сплошные заторы! Да еще эти светофоры, нафига их понаставили так много? Вот бы проехать по Невскому, как по КАДу! Глупые власти ничего не делают. И так далее.

Все это закономерно, ведь человеку в рекламе долбили: купи машину - это круто и удобно. Но не предупредили о побочных эффектах, даже мелким шрифтом. Естественно, как реакция на стресс, вырастают требования: город "должен ему обеспечить" парковку, развязку, тоннель.

Запросы автовладельца поистине безграничны. Дай ему волю, и он и к без того невозможно широкому 12-полосному Садовому кольцу (когда-то бывшему шестиполосным) прирежет еще десяток полос за счет тротуаров и окрестных домов. Вопросы "Почему?" или более сложные "Какой закон обязывает город обеспечить всем автомобилям парковку?", "Реально ли это?" не ставятся. Просто должен, "потому что у меня есть машина". Или восхитительный аргумент "я плачу целых 5 тысяч автоналога в год" (жалкая сумма по сравнению даже с реальной рыночной стоимостью годового абонемента на открытой стоянке, не говоря про машиноместо). То есть, автолюбитель хочет, чтобы государство его активно субсидировало.

Редкий начинающий автомобилист способен без подсказки осознать, что причиной всех негативных явлений, которые его так бесят, выступает он сам. "Опять простоял в пробке", - сокрушается он. А зачем ты туда поперся в сотый раз на своем железном рыдване в это время, если с вероятностью 95% знаешь, что там пробка?

Правда, которую отказываются признавать упертые автомобилисты, заключается в том, что ни один крупный город никогда не сможет вместить такое количество автомобилей, которое хотят и потенциально могут купить его жители (и гости). Просто потому, что территория города конечна. К тому же она является ценным ресурсом. За нее идет конкуренция, что уже исключает "бесплатность".

Но вернемся к статье. Комментируя подсчет количества пешеходов и автомобилей, проведенный ребятами из Красивого Петербурга совместно с Городскими проектами, автор соглашается, что пешеходов и пользователей общественного транспорта (ОТ) в центре на порядок больше, чем пользователей личного автотранспорта. Следовательно, развивать адекватную инфраструктуру для них по меньшей мере справедливо. Андрей, интересно было бы послушать аргументы, почему в вашей картине мира (города) пользователь автомобиля заслуживает приоритет перед другими участниками движения?

Автомобильно-ориентированный город - это прошлое, вам скажет это любой специалист-транспортник. Чтобы сделать подземные парковки для всех желающих, придется весь Невский превратить в Стокманн. Чтобы расширить дороги, придется снести пол-города (как делали в Москве начиная с 1930-х, и продолжают делать, хоть и с меньшим энтузиазмом). Это утопия.

Есть и другой аспект. Если поощрять поездки в центр на автомобиле, их число будет нарастать, это приведет к еще более тяжелым заторам. Поэтому даже отданный пешеходам аппендикс Большой Морской (на первом фото) сделает поездку в этот район менее привлекательной. А значит сработает в плюс, немного разгрузит.

Полностью пешеходный Невский, впрочем, такая же утопия. По центральной городской артерии должен бесперебойно ходить общественный транспорт. В далекой перспективе на главную улицу Петербурга должен быть возвращен трамвай - новый, комфортный и быстрый. В ближайшей - полосы ОТ должны стать физически выделенными, в том числе на мостах.



Транспортная система Петербурга, как и любого крупного города, должна быть сбалансированной. Это система, при которой развиваются все виды передвижений и приоритет отдается тем, которые несут меньше негативных последствий для города.

При грамотном планировании такая система дает горожанину выбор наиболее эффективного вида транспорта в зависимости от его целей в конкретной поездке (условно: на дачу с детьми - на машине, на Невский в бар - на автобусе по выделенке, на работу - на метро, в булочную - пешком, и т.д.).


Для достижения разумного баланса нужно одновременно решать две задачи:

1. Дестимулировать автомобильные поездки в центр.

2. Развивать комфортный и надежный общественный транспорт, стимулировать пешеходные и немоторизованные передвижения на короткие расстояния.


Первую задачу - сделать автомобиль непривлекательным для поездок в центр как раз и решают такие меры как упорядоченная платная парковка, закрытие улиц для сквозного движения, снижение числа "бесплатных" паркингов (да-да-да), обустройство на периферии перехватывающих парковок с удобной пересадкой на ОТ.

Решению второй задачи способствуют новый подвижной состав, физически выделенные полосы для ОТ, расписание, короткие интервалы, электронное информирование о времени прибытия на остановках, удобные остановки, регулируемые наземные переходы вместо подземных, создание связной системы велодорог и прочая, прочая, о чем можно при желании прочитать в этом блоге.

В принципе, все это далеко не авангардные мысли каких-то энтузиастов пешеходных прогулок. Многое из перечисленного официально провозгласило городское правительство в транспортной стратегии Санкт-Петербурга.
Только реализуется все очень медленно.

А чтобы дело шло быстрее как раз и нужны такие проекты, которые запускает Красивый Петербург. Если его активисты за счет улучшения городской среды получат какие-то очки или даже гранты, стоит ли нам огорчаться по этому поводу?

Каталог лучших записей журнала город.жж.рф

  • 1
Хорошо написано.
У нас во Львове те же дискуссии. Машины паркуют на узеньких тротуарах и возмущаются - "А где я должен парковаться???"

Предлагаю провести акцию - привезти в центр и поставить на тротуар десять старых шкафов. И плакат "А где нам их ставить?"

А транспортная стратегия была принята/одобрена/утверждена или так и осталась красивыми картинками от КТТП?

Была принята в 2011 году.

И там даже сказано:
Основная цель Стратегии - формирование сбалансированной транспортной системы Санкт-Петербурга, обеспечивающей высокое качество городской среды и жизни населения Санкт-Петербурга, повышение привлекательности транспортной системы Санкт-Петербурга, усиление инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной системы.

Транспорт

Первой заботой государственной власти, разумеется, должна быть поддержка общественного транспорта, а не частного. В том и смысл государства, - блюсти интересы общества во всякой ситуации, в противовес интересам отдельных лиц. Нужен каждодневный труд государственных мужей по созданию конкурентоспособного общественного транспорта. "Автомобилист" - это ещё не диагноз, то есть значительная часть населения откажется от машин, если качество общественного транспорта станет прогрессировать. Ещё четверть века назад, оказавшись в Лондоне и общаясь с людьми "среднего класса", я замечал, что у них нет машин, и они мне логически объясняли, что машина в большом городе не нужна. При этом автобусы и прочее там ходили как часы, минута в минуту, и планировать поездку через город можно было с точностью до минуты, взяв дома с полки справочник London Transport 1991 (интернета ещё не было), я этим реально пользовался! Тогда мы, конечно, во всём винили коммунистов. Верилось, что с введением капитализма и почта наша заработает как Royal Mail, и транспорт общественный... Но, видимо, у нас какой-то неправильный капитализм.
Из личного опыта хочу добавить, что один мой бывший начальник, помню, физически не переносил общественный транспорт. Оказавшись, например, в троллейбусе, он через две остановки бледнел, зеленел, задыхался - страшно и жалко было смотреть на этого, обычно уверенного в себе господина. Потом он не выдерживал, выходил и ловил "частника", чтоб физически не погибнуть. Бывают, короче, нестандартные случаи.

Re: Транспорт

Дайте срок, не все так сразу заработает. Госмужи уже тему подхватили, так что все будет нормально.

Нестандартные случаи есть
- поездки с маленькими детьми (хотя и тут возможны варианты),
- профессиональные поездки (торговые представители, бригады ремонтников, доставка)
все те, кто действительно не может иначе.

Вот чтобы для них обеспечить возможность передвижения и надо применять те меры, о которых я написал.

Диагноз автопоклонникам

Один знакомый с Охты, помню, называл автолюбителей, заставивших его двор автомобилями, каким-то смешным словом... "Автолюберасты", что ли.

Re: Диагноз автопоклонникам

Я против того, чтобы обзываться. К тому же все это - транспортные роли, которые один и тот же человек примеряет на себя в разных ситуациях. Даже тот, кто преимущественно передвигается на машине, иногда ходит пешком.

Человеку в рекламе долбили: купи машину - это круто и уд

Поддерживаю! Давно представлял себе рекламу, например новинок от Лексус или Инфинити, не в движении а в анабиозе городских пробок. Обманывают народ - не иначе.

(Deleted comment)
На мой вгляд, для больших городов в первую очередь нужно развивать инфраструктуру для велосипедистов. Здесь есть как минимум два плюса: для владельцев авто появлятся альтернатива - вместо стояния в пробках почти с той же скоростью добраться до работы и обратно. Для пешеходов без авто - появляется возможность передвигаться более быстро и почувствовать себя с другой стороны баррикад (в роли водителя), что весьма способствует расширению сознания и отбивает охоту внезапно выскакивать на дорогу, не посмотрев по сторонам.

> инфраструктуру для велосипедистов. Здесь есть как минимум два плюса

и один большой минус - в этом городе, в отличие от Шанхая, велосипед можно эксплуатировать 4 месяца в году, притом еще и не каждый день, как, например, сегодня.

Edited at 2013-08-01 01:42 pm (UTC)

Да, журналисты они такие. В большинстве своём пока не в теме. Сталкиваюсь с этим в Твери постоянно!

Некоторые из них просто автомобилисты, которые давно не были вынуждены несколько месяцев передвигаться на ОТ. Ну и дилетанты, причём дилетанты вредные. При этом многих наверняка можно переубедить. "Когда я был маленьким", я был противником трамваев, сторонником развязок, думал, что расширение дорог и создание парковочных мест поможет и хотел выделенки в правом ряду.

http://vk.com/kirkkonen - он?

Дилетантская статья. Ну ладно бы если полезная, но ведь вредная!
Хотя «когда я был маленьким», я сам верил в расширение дорог, строительство бесплатных парковок и развязок, считал, что трамваи надо убирать. А потом стал знакомиться с мировым опытом...
Хорошо хоть статья не на бумаге напечатана, а то лес было бы жалко.
Интересно, а много ли таких среди городских чиновников?

Да сделайте там платную стоянку, проблема решится. И денег больше, и автопоток меньше.

и отдать этот город чиновникам и бомжам?

Ночью общественный транспорт отсутствует как класс. Как выбираться из барок/клубов/ресторанов иначе как на машине? Если они в центре. Если сделать улицы пешеходными.

На такси. Пройтись до ближайшей крупной улицы, где есть движение. Гораздо важнее вопрос, как доставлять в эти магазины и бары продукты. Но тоже решаемый.

ОТ должен ходить ночью, это давно стандарт в развитых городах. Робкие попытки есть и у нас - в СПб ходят ночные автобусы и состав метро между Адмиралтейской и Спортивной, в Мск - троллейбусы.

годный, полезный пост

Тут предположительно господин Ратников высказался в комментах: http://karpovka.net/2014/10/09/141267/ : "Почитав ваш [то есть мой] блог, я понял, что вы напоминаете мне активистов «Красивого Петербурга». Я их не считаю экспертами и уверен, что их частое цитирование — это пример непрофессионализма журналистов." Ужасный, ужасный КП. ))
Да что уж тут, и сама заметка по ссылке критики не выдерживает.
Что-то у Карповки с КП не ладится.

Edited at 2014-10-14 10:40 am (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account