minakovas, Alexander Minakov, Александр Минаков

minakovas


Александр Минаков

Расширяю зону комфорта


Previous Entry Share Next Entry
Самое крупное ДТП с трамваем в истории Ленинграда/Санкт-Петербурга
minakovas, Alexander Minakov, Александр Минаков
minakovas
Оригинал взят у mr_krupski в Самое крупное ДТП с трамваем в истории Ленинграда/Санкт-Петербурга
Самая крупное в истории города на Неве ДТП произошло чуть более 80 лет назад: 1 декабря 1930 года трамвай столкнулся с поездом, погибли 28 человек. По иронии судьбы, это резонансное происшествие произошло в первый день объявленной "декады безопасности" на трамвае. За прошедшие 80-лет печальный рекорд восьмого маршрута так и не был побит: 28 погибших, 8 - тяжело пострадавших и 16 преданных суду. Сейчас об этой страшной аварии не помнят даже краеведы...



"В то время Московский проспект был такой же ширины, как и сейчас, но движение было несравнимо меньше. То есть авария произошла практически на пустом проспекте, если бы кто-то из участников оказался там несколькими минутами раньше или позже, трагедии не случилось бы, вот такое трагическое стечение обстоятельств" - рассказывал воссоздавший обстоятельства той трагедии главный редактор издательства "Красный матрос" Михаил Сапего.

Перекресток, на котором все произошло, находится примерно в середине фото (вид в сторону Обводного с Московских ворот).



В первой половине XX века в Московской заставе на Международном проспекте существовал железнодорожный переезд соединительной ветки Октябрьской железной дороги. 1-го декабря 1930 года в районе 8 часов утра двухвагонный поезд трамвая № 8 трампарка им. Блохина под управлением вагоновожатого П. А. Савельева следовал по Международному проспекту от центра города в направлении Московских ворот. В это же время на перегоне Бычий пост Варшавской соединительной железнодорожной линии маневрировал паровоз с гружёными товарными вагонами. В 7 часов 58 минут последний вагон поезда, двигавшегося задним ходом, наехал на моторный вагон трамвая, влез на него, опрокинул и подмял его под себя.



В течение двух суток после произошедшего старшим следователем облпрокуратуры Л. Шейниным совместно с работниками ГПУ было проведено следствие. Была создана техническая комиссия для расследования причин катастрофы. По делу о катастрофе были арестованы 10 человек, включая сторожей, вагоновожатого и диспетчера.

4 декабря в Технологическом институте начался открытый процесс над виновниками. К судебной ответственности по ст.26—a были привлечены 16 человек.



В ходе процесса были установлены следующие факты:

- Диспетчер, в обязанности которого входило оповещение сторожей на переезде о выходе поезда, не дозвонился до поста, других мер оповещения не предпринял.

- Сторожа начали закрывать переезд для трамвая не за 5 минут, а по факту подхода поезда.



- Сцепщик, который находился на площадке одного из вагонов маневрирующего поезда, видел закрытый для поезда шлагбаум и запрещающий сигнал, и должен был сообщить машинисту об опасности дальнейшего движения, но сделал это с опозданием.

- Вагоновожатый, видя, как сторожа приступили к закрытию, и предполагая, что до подхода поезда есть время, принял решение проследовать переезд без остановки на повышенной скорости.



- До катастрофы в правление Октябрьской железной дороги было направлено предложение Ленсовета о запрете манёвров на данном участке с 7 до 8 утра, так как это задерживало движение тремвайных поездов, на которых спешили на работу рабочие. Правление ответило, что маневрирование прекращено. На деле оно было прекращено только 3 декабря, по телеграмме из центра.

- Инструкции, существовавшие на тот момент, не соблюдались поголовно: как руководящим составом, так и рядовыми исполнителями. До некоторых обвиняемых инструкции не доводились вовсе.



Из приговора суда:

Выездная сессия ленинградского областного суда, в открытом судебном заседании 4—8 декабря 1930 г., в составе председательствовавшего члена Облсуда тов. Ростовцева, народных заседателей Зибзеева и Валькова, заслушав и рассмотрев дело о виновниках трамвайной катастрофы за Московской заставой установила:
Катастрофа, повлекшая за собой столь большое количество жертв, произошла исключительно в силу расхлябанности, отсутствия ответственности работников дорог за свое дело, бюрократического отношения к своим обязанностям как со стороны низших, так и руководящих работников городских и Октябрьских жел. дорог.

Переходя к вопросу избрания мер социальной защиты и учитывая то, что директивы правительства и вышестоящих органов со стороны обвиняемых не выполнялись, что рост катастроф как на городской, так и на Октябрьской жел. дорогах растет и приводит к таким результатам, какие имела последняя катастрофа с жертвами 28 человек, суд приговорил вагоновожатого Савельева, сторожиху Борисову, сцепщика Орлова, начальника 41-го околотка Зеваева, помощника заведующего службой движения городск. жел. дорог Моргунова, инженера службы движения городских жел. дорог Закутина, заменявшего начальника эксплоатационной группы 6-го района Октябрьской жел. дороги Левинсона, начальника ст. Ленинград-Варшавская Мурника - всех по ст. 16 и 1-й части 112 статьи УК лишить свободы сроком на 10 лет каждого, без поражения в правах.

Писаревича, помощника начальника 41-го околотка, по ст. 16 и 1-й части 112 ст. УК - лишить свободы на 5 лет с отбыванием в лагерях без поражения в правах. Сторожиху Задоренок, путевого мастера 4-го околотка Октябрьских жел. дорог Шорец, заведующего 2-м участком службы движения ГЖД Давыдова, его помощника Царюка по ст. 111 УК, лишить свободы на три года с отбыванием в лагерях без поражения в правах.

Ильина — главного архитектора планировочного управления Откомхоза, Долгрину — районного архитектора, — лишить свободы на два года каждого без поражения в правах. Финогенову — техника 6-го участка Окт. ж. д. по ст. 111 УК - лишить свободы на 1 год с заменой принудительными работами по месту работы с оплатой 50 проц.

- - - - - - -

В рамках мероприятий, проведённых после этой катастрофы, был предпринят комплекс мер, направленных на повышение безопасности общественного транспорта и упорядочение городского движения. Одной из этих мер было введение выдвинутого общественностью и поддержанного специальной комиссией правила остановки движения автомобилей при посадке и высадке пассажиров трамвая.

  • 1
Архитекторов то за что?

Время такое было. Сейчас другая крайность - всех отпустить.

«Сейчас об этой страшной аварии не помнят даже краеведы...»
На самом деле, история эта весьма известная, я о ней слышал, пусть и в несколько изменённой редакции… причём слышал как от собственной бабушки (ей в 1930-м было 14 лет, а жила она на Лиговском у Обводного), так и от экскурсоводов.
Правда, переносят эту историю с этого малоизвестного и давно несуществующего переезда на другой – к Электросиле, там где ныне здравствующая окружная железная дорога пересекает Московский проспект по путепроводу. Рассказывают, что именно после самой страшной аварии там и стали строить путепровод взамен ранее существовавшего переезда. Да, кстати тоже самое где-то упоминалось и про аналогичный путепровод через проспект Стачек в Кировском районе.

Любопытно. Переезд на Стачек я еще застал.

Илья, я тут был в картинной галерее и увидел следующее. Это такие семафоры были в старые времена?

Тот переезд на Стачек, о котором я писал, ты не мог застать – он располагался в районе Кировского завода, сейчас там железнодорожный путепровод над проспектом, над которым теперь ещё и ЗСД.
Мы с тобой можем помнить переезд на проспекте Стачек в Автово, с которого трамвай сняли задолго до строительства самого путепровода.

На картине семафоры показаны без технических деталей, но вполне правдоподобно.
Подобные семафоры (с двумя крыльями) не только были в старые времена, но до сих пор действуют на нескольких станциях в глуши Тверской и Новгородской областей. Более того, даже в Европе они ещё кое-где встречаются, в той же Германии.

Конечно, я тебя неправильно понял, я застал только переезд в Автово.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account