minakovas, Alexander Minakov, Александр Минаков

minakovas


Александр Минаков

Расширяю зону комфорта


Previous Entry Share Next Entry
Стамбул на рельсах
minakovas, Alexander Minakov, Александр Минаков
minakovas
Провел прекрасную неделю в Стамбуле. Турция - не Швейцария и даже не Украина. В Стамбуле можно пообедать за 5 долларов, на периферийных улицах к туристам подходят чумазые дети с протянутой рукой, а мужики возят товары на допотопных телегах.

И несмотря на это с 1992 года по центральной городской артерии каждые 5-7 минут ходит вот такой трамвай.



Конечно, в Стамбуле нельзя не отметить эффективные и дешевые паромы. Проехался я на "тюнель" - это старинный фуникулер, построенный еще в 19 веке. Ездил на новом фуникулере, на метро (скорее у них метротрам). Все эти виды транспорта далеко не оптимально связаны между собой. Видно, что город мучительно нащупывал для себя транспортную парадигму. Не хватало денег, не хватало знаний. Сложная географическая ситуация. Но именно супертрамвай придает турецкой столице технологический лоск и делает центр этого города непохожим на типичный хаотический базар.

Стамбул опровергает сразу несколько стереотипов относительно трамвая:

1. Трамвай не может эффективно работать в бедной стране (смотрите сами).

2. Трамвай портит исторический центр (в Стамбуле в метре от трамвайной остановки может стоять античная колонна, и ничего).

3. Узкие улицы в центре не подходят для трамвая, ему не развернуться, он всем мешает (на улице 3-4 полосы и она изгибается под углом до 90 градусов).

4. Трамвай в центре города двигается медленно, люди им не пользуются (потому и не пользуются, что не трамвай, а железный гроб, не имеющий ни обустроенных защищенных остановок, ни приоритета в движении. Трамвай в Стамбуле - практически единственная возможность перемещаться быстро. Он популярен и даже, к сожалению, часто переполнен).

5. Турникеты на остановках будут перелезать, а автоматы разобьют (ни разу не видел такого, хотя турок не назовешь дисциплинированными, просто за этим следят).

Петербург обречен на развитие скоростного вместительного наземного транспорта в центре.

1. Метро глубокое. Подъем-спуск крайне затратны по времени. Каждый раз поднимаясь на Адмиралтейской думаешь "лучше бы не приезжал". Но по земле ехать еще дольше - не важно, на машине или на троллейбусе. Все стоят в пробках. Трамвай мог бы идти по выделенке.

2. Метро в наших условиях крайне дорогое. Посмотрите программу развития метро. В перспективную схему-2020 не верит не только правительство но даже, наверное, ее дизайнер. Через три года только следующая новая станция откроется. Как мы будем передвигаться?

3. Трамвай эстетически привлекателен. Ездить по земле и тем более над землей в тихом, уютном вагоне, обозревая панорамы центра, гораздо приятнее, чем в тоннеле.

Сегодня петербуржцам приходится спускаться под землю, даже когда нужно проехать две остановки. Потому что метро - единственный надежный способ. На наземный транспорт никто не делает ставки. А между тем многие маршруты гораздо быстрее преодолевать по земле. Например, проехать с Садовой улицы на Петроградскую сторону "стамбульский" трамвай мог бы за 10 минут.

Нет никаких непреодолимых препятствий, чтобы постепенно связать центр с Петроградкой и Васильевским островом, Выборгской стороной скоростными трамваями по выделенным линиям (или в формате трамвайно-пешеходных улиц, как напрашивается на Садовой, например). Более того, когда-то они были связаны. Трамвай ходил по Невскому и по всем мостам. Просто никто не делал его апгрейд.

Если каждая третья улица в исторической части будет пешеходной или отдана преимущественно общественному транспорту, автомобильные поездки в центр постепенно потеряют свою привлекательность. Мы получим совсем другой город. Надо просто на это решиться.


  • 1
А построили ли они сухопутную (помимо мостов) связь с азиатским берегом?
Когда я был в Стамбуле строительство какого-то подводного перехода через Босфор только начиналось, а завершилось ли оно и чем - я, честно говоря, не понял пока(

А чем мосты не устраивают? С них красивые виды открываются.

В России вообще много где трамвай мог бы стать прекрасным транспортом. Не только в Питере. Ситуация простая: нужна голая рельсо-шпальная решетка без плиточек или асфальта. Никто не должен иметь возможность ехать вместе с трамваем. И всё!

Еще остановки оборудованные и простые безопасные переходы к ним.

Всё верно. кроме одного: Турция, а тем более Стамбул не бедная страна (город)

На фоне Африки, конечно. Но Петербург в целом производит более благополучное впечатление, не говоря уж о Москве.

А что касается метро, то она сейчас играет отрицательную роль в развитии ОТ. Все чиновники то ли в силу исторических традиций, то ли популизма ради считают, что их деятельность в сфере ОТ меряется кол-вом километров сданных туннелей и станций. Вот открыли в твой срок 3 станции метро - круто, ты молодец и перед президентом и перед жителями.
А денег то нет - правильно метро дорогое и неподъёмное. Поэтому и открывают по одной станции за несколько лет (в Питере), а в провинции пара км в год копают). Вместо того, чтобы за эти же деньги организовать новую систему LRT и запустить с десяток км новых линий с обновленным подвижным составом.

Согласен. Супердорогое метро и супердорогие дороги - на них идут основные средства.

Немного комментариев. По Стамбулу:
1. Турция - уже далеко не бедная страна. Такой транспорт стамбульцы могут себе позволить оплачивать ))

3. В таких случаях делается сочлененка из коротких секций (см. Вену). В Стамбуле все-таки он проложен по относительно прямым улицам без 90-гр поворотов (хотя есть 1 или 2).

5. Автоматы на ночь закрывают от вандалов (м.б. не везде), через ограждения перепрыгивают, но в основном мальчишки. На каждой станции будка охранника, который следит за порядком.

P.S. Принцип тарификации по Istanbulkart ведом только IETT. Иной раз выходит в 3-5 раз дешевле, чем покупкой жетона. Но в цивилизованной стране такие тонкости доводятся до потребителей.

P.P.S. Транспорт в Турции - совсем не барриерефрай, хотя получше, чем в Москве или Петербурге. С чемоданом крайне затруднительно.

По Петербургу:

1. Пропускная способность метро в разы выше, чем метротрама. И скорость движения тоже выше. Они не заменяют друг друга, метротрам скорее дополняет на тех участках, где пассажиропотоки не так высоки. Например, было бы идеально связать Морской фасад по Среднему с Василеостровской, а дальше продолжить линию на Петроградку через Спортивную до Горьковской. Но там, где интенсивные потоки, метро лучше.

2. В Петербурге есть такая фигня, как Нева, а также более мелкие реки, речушки, каналы и канавы. Увы, но трамвайный мост через Неву, а также через большинство других рек в центральной части напрочь испортит вид. По существующим - надо выяснять допустимые нагрузки.

3. По сравнению с Москвой, в Петербурге наземным транспортом пользуются гораздо чаще. НЕ всё так страшно ))

1. Там, где интенсивные потоки, надо хоть что-то вместительное. Посетил вчера Кудрово - там только маршруточка ходит, а район рассчитан на 30 тыс. чел.

2. В Стамбуле есть такая фигня как Босфор и Золотой рог - покруче Невы. Трамвай уже ходит через мосты или ходил в недавнем прошлом. Ничего он не испортит.

Золотые слова прям!

Кстати, Вы забыли про систему "метробас" в Стамбуле. Тоже очень эффективная для загородных трасс и у нас можно было бы её реализовать в связке СПб с пригородами.

PS С Питерэтноэкспом! Буду с удовольствием читать!

Edited at 2013-10-19 02:27 pm (UTC)

Не успел метробас протестировать. В следующий раз.

Полностью согласен про метро и "метротрам" в Петербуге. Наблюдаю это в Норвегии - такой вот быстрый метротрам действует весьма эффективно, даром что города не такие крупные, как Петербург. В Осло есть и настоящее метро, но Петербургу, чтобы побороть проблему пробок, безусловно, нужно срочно развивать эффективный общественный транспорт за приемлемую цену - а метро в силу огромных затрат развиваться будет слишком медленно.

Не следует никогда употреблять слово "петроградка", если речь идет о Петроградской стороне - не соответствует городской топонимике. Маркер чужого.

Я коренной житель и часто говорю Петроградка. И от отца, выросшего на Воскова часто слышу Петроградка.

1. Трамвай не может эффективно работать в бедной стране (смотрите сами).
Турция далеко не бедная страна, голодающих я там не замечал!

Надо было написать "небогатой". Треша там больше, чем в СПб, тем контрастнее трамвай.

Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account