Alexander Minakov, minakovas, Александр Минаков

minakovas


Александр Минаков

Расширяю зону комфорта


Previous Entry Share Next Entry
Вокзал для людей
Alexander Minakov, minakovas, Александр Минаков
minakovas
Территория вокруг Балтийского вокзала и примыкающий к ней Обводный канал — неухоженное и депрессивное городское пространство. Пейзаж здесь формируют полуразрушенные дома и промзоны. При этом вокзал и станция метро каждый день принимают десятки тысяч пассажиров. Площадь не справляется с функцией пересадочного узла: машин и маршруток много, а возможностей быстро уехать и приехать на общественном транспорте - мало. Проекты превращения этой части Адмиралтейского района в дружелюбную и комфортную среду есть, но практических действий со стороны властей почему-то не наблюдается.



Площадь Балтийского вокзала. Жители южной части Адмиралтейского района каждый день проходят через нее к метро. К ним добавляются пассажиры электричек. Все они спешат протиснуться через привокзальный ад. Произвольно натыканные рекламные щиты. Между ними - ларьки, ящики с сомнительным товаром. Стены окрестных домов густо усеяны объявлениями. Возле них жмутся упыри с пивом. Мерзкий голос из динамика орет что-то про скидки. Человек ступает по корявой, заплеванной мостовой, лавируя между торговцами и бомжами.

Пройти прямо желания не возникает, тут скопились грязные маршрутки и нелегально припаркованные машины. Островок зелени посередине площади отрезан, и служит комфортным местом лишь для дюжины выпивох, которые справляют нужду прямо у памятника ополченцам. У перехода, ведущего в сторону «Ленты», стоит будка «Полиция», но ей нет дела до привокзального Вавилона.

На этом мучения не заканчиваются. Люди выходят на загазованный, грохочущий и пыльный Обводный канал. Здесь нет ни травинки. Светофор, как назло, настроен так, что пешеходам приходится долго ждать, пока проедут все машины, вдыхая их «амбрэ». И лишь перейдя канал и свернув на боковые улицы можно расслабиться, оказавшись «дома», в относительной тишине.




Проблема Балтийского вокзала и его окрестностей беспокоит не только живущих и работающих поблизости петербуржцев, но и профессионалов городского развития. Лаборатория градопланирования под руководством М.Л.Петровича проводила практическую конференцию. Четыре команды молодых архитекторов и планировщиков трудились над проектами транспортного узла и преобразования территории вокруг.




Проектирование велось с учетом того, что по завершении строительства ЗСД фуры по Обводному каналу ездить не будут. Промзоны постепенно будут реконструироваться, принимая деловые, общественные и даже жилые функции. А с Балтийского вокзала начнет курсировать аэроэкспресс в Пулково. То есть, экспертам очевидно, что промышленное и транзитное значение канала будет снижаться, а роль площади как «визитной карточки» города - повышаться. Поэтому у всех проектов схожая философия. Она ориентирована на преобразование пространства в пользу пешеходов и пассажиров общественного транспорта и снижение автомобильного потока.




Детали проектов занимают целый том. Приведу лишь несколько основных тезисов.

1. Обводный канал должен не разделять, а связывать две части исторического центра. Он «должен стать бульваром со скоростью движения транспорта не более 50 км/час, с выделенной полосой общественного транспорта, озелененными аллеями, пешеходными дорожками и велосипедным движением».

2. Общественная зона у вокзала. Она должна стать центром притяжения для местных жителей и гостей. Вместо хаоса из торгашей и рекламы здесь должны появиться зеленые зоны, скамейки, летние кафе. Архитекторы предлагают использовать воду и построить на Обводном пешеходные мосты и наплавные конструкции. Доказано, что там, где массово отдыхают горожане, бомжам и хулиганам становится некомфортно.

3. Второй выход из метро. Открыть второй вестибюль метро «Балтийская» предлагается на площади около супермаркета «Лента». А на месте сегодняшнего магазина и его парковки построить многофункциональный торговый и досуговый центр с перехватывающей парковкой на первом этаже.

4. Трамвай. Всякий, кто пробовал доехать по Обводному от Старо-Петергофского до Московского проспекта не на личном автомобиле, знает, что это практически нереально. Хотя по прямой - два с небольшим километра. Трамвай давно уничтожен. Другой транспорт развит очень слабо. Автобусы стоят в пробках. Вряд ли жители района были бы против того, чтобы по Обводному курсировал быстрый и современный трамвай, подобно трамваю №3, который пользуется успехом на другом берегу.


Все иллюстрации - labgrad.ru


Конференция состоялась. Проекты опубликованы и разосланы во все инстанции. Однако городские власти не проявляют интереса к территории вокруг Балтийского вокзала. Впрочем, нет. Они хотят расширить набережные Обводного канала для автомобилей и сделать здесь «магистраль непрерывного движения».

Если пойти по такому пути, Обводный канал, как и ныне, будет резать город на две части. Путь от метро до дома станет еще сложнее. Шум и загазованность на этом «шоссе» превысят все мыслимые пределы. Никакого трамвая не будет – ведь большинство чиновников на нем не ездит, как и на метро. Поэтому ради удобства транзитных автомобилистов они с легкостью принесут в жертву интересы жителей Адмиралтейского района.


---

Каталог лучших записей


  • 1
А с Балтийского вокзала начнет курсировать аэроэкспресс в Пулково

по последним планам (которые уже +100500 раз менялись) у нас будет LRT Пулково-Купчино

Да, и вообще, про какие такие крупные проекты можно с нашей действующей властью (Полтавченко) говорить, когда даже ПЗ в начале Б.Морской до сих пор не сделали, хотя уже больше года прошло после того как КП провел все исследования и идея получила всеобщее одобрения в т.ч и в Правительстве СПб
А делов то там - 121 метр.

Вот на пл.востания было бы не плохо что-то подобное намутить.

Александр!
Открою маленькую тайну: большинство чиновников ездит как раз на метро...

Да, правильнее было бы написать "принимающих решения".

Правильно решили расширять дорогу. На картинках все красиво, прямо Европа. Но вы забываете, что машины при этом никуда не исчезнут. Движение там интенсивное, притом вовсе не из фур. Так что снижение скорости или тем более количества полос движения сделает это место адом с вечной пробкой. Весело будет по этому парку гулять, когда рядом постоянная пробка? Тут нужно иное решение. Идеал-пустить дорогу нижним уровнем, а сверху сделать площадь, полностью пешеходную и зеленую.

Расширение дороги приводит к увеличению числа автомобилей, а задача обратная стоит. Конечно, можно было бы пустить автомобильный трафик или трамвай по осушенному дну канала, но горожане не поддержат такое решение.

Расширение дороги приводит к повышению пропускной способности участка (до следующего бутылочного горлышка, но тут все от проектирования зависит) дороги для текущего числа транспорта и как задел на будущее. Мы ведь стали более лучше одеваться, каждый день покупаем тысячи автомобилей-им ведь надо где-то ездить? Либо признать личный автомобиль буржуазным излишеством и проблема решится сама собой :)

Забота о пешеходах-это хорошо. Я и сам пешеход. Но надо понимать, что приоритет в городе должен быть у транспорта. Сначала общественный, потом личный авто, потом велосипед и только потом пешеход. Иначе будет ад и коллапс.

Подобные взгляды на город были характерны для 60-70-х годов. Сегодня общепризнанно, что рост автомобильного потока вредит городу, поэтому все нормальные города его ограничивают, вводя плату, стимулируя общественный транспорт и другие виды передвижений, в том числе пешеходные.

Так я и говорю-либо признать автомобиль излишеством, либо дороги строить. Ну или уж точно не сужать. Взять ту же КАД или ЗСД. Это бесполезные дороги?

И не надо про "все нормальные города". Это какие? Вы весь мир таким образом подводите под единый знаменатель, а это в корне не верно. Взять те же США. Что там где ориентировано на пешеходов? А Россию, в силу размазанной, но в то же время высотной застройки, надо сравнивать именно с Америкой, а не относительно компактными городами Европы. Кроме того имеет важную роль метрополитен. Если в том же Лондоне можно закрыть центр, при этом в каждом дворе там по станции и климат теплый-то гуляй на здоровье. А если с нашим редким метрополитеном ограничить въезд в центр? Сколько бы ни было маршрутов ОТ, неизбежны ситуации как минимум с двумя-тремя пересадками. А пешком много не находишься. Особенно через Неву по мосту в ливень с ветром. А зимой?

Это для кого-то было актуально в 60-е, когда у нас машина считалась чем-то эдаким, теперь это как раз актуально у нас. И сравнение с Европой тут вообще мимо кассы. Сравнивайте с США. Или Латинской Америкой. Да хоть с теми же Японией/Китаем. Европа-это вещь в себе.

И я как раз за стимуляцию ОТ. Но против приоритета локальных пешеходов над глобальным транспортом. То, что есть в Европе, отлично подходит для наших маленьких уездных городов. Но там не до таких проблем-им бы выжить :)

Америка тоже постепенно меняет отношение к городской среде: http://maxkatz.livejournal.com/261691.html

Кстати, южнее Обводного будет строиться транспортный обход центра с выходом к новому Большому Смоленскому мосту, так что быстро объехать Обводный станет возможно.

Не идет речь о том, чтобы полностью закрыть Обводный канал для движения, это утопия. Просто он должен стать городской улицей со спокойным потоком и приоритетом общественного транспорта.

вы чересчур радикальны. Не надо ничего признавать "излишеством". Известные меры по дестимуляции покупки и пользования личным автомобилем - это распространенная практика даже для США, и даже, смею заметить, для некоторых стран Южной Америки. Невозможно потакать желанию каждого иметь собственный автомобиль, потому что это как раз и превратит город в одну бесконечную пробку - сколько дорог ни построй.

Если вы пешеход, то должны были заметить, что даже на законных пешеходных территориях (тротуары, газоны, общественные зоны и тд), вопреки всем правилам и законам, автомобилисты паркуют свои корыта, считая это своим неотъемлемым правом, нарушая тем самым права и без того обделенных и незащищенных пешеходов. Город должен быть удобным для людей, а не для автомобилистов.

Тенденция, о которой говорит Саша, будет только набирать обороты и докатится рано или поздно до всех городов с высоким уровнем автомобилизации. Потому что ни один нормальный человек не хочет жить, гулять и дышать воздухом гигантского пробко-парковочного пространства.

Понтонный парк выглядит как-то странно... И что деревья будут на понтонах расти? или там только трава? тогда это понтонный газон. Не очень понятна идея.

не знаю, насколько это целесообразно, но было бы интересно всю северную половину обводного сделать пешеходной или трамвайно-пешеходной.

Edited at 2014-05-17 11:24 am (UTC)

Интересно, а каким образом вся эта схема учитывает, что основное назначение данного места - это не зона отдыха, а достаточно крупный пересадочный узел для большого числа пассажиров? Основная задача этого места - удобство пересадки с одного транспорта на другой. Представьте себе толпы идущих по вытоптанным газонам от метро на остановки наземного транспорта, или с наземного транспорта в метро или на электрички. Блин, не получится сохранить эти газоны, не потому, что эти люди не благодарны, а потому что надо думать и о них тоже, и думать головой.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account