?

Log in

No account? Create an account
minakovas, Alexander Minakov, Александр Минаков

minakovas


Александр Минаков

Расширяю зону комфорта


Previous Entry Share Next Entry
«Cоциальный» транспорт и пандусы «для инвалидов» должны уйти в историю
minakovas, Alexander Minakov, Александр Минаков
minakovas
Общественный транспорт в современной России - это такая «социальная услуга», которая подается «как есть». Раз уж люди поселились в ебенях, а на машину не заработали, надо их как-то возить. Иначе обидятся.

Наше государство в своих устремлениях невероятно социально. На каждую хоть сколько-нибудь неблагополучную группу социума в правительстве принята целевая программа с многомиллионным финансированием. Но мнимая социальная направленность при проектировании города оказывается неуместной. В этом посте мы рассмотрим, почему вредно выделять инфраструктуру «для инвалидов» и делать общественный транспорт «социальным».





Чтобы избежать автомобильного коллапса Питеру, Москве и всем городам России необходимо изменить подход к общественному транспорту и пешеходной инфраструктуре. От «социальных маршрутов» и «инвалидного синдрома» мы должны перейти к созданию качественной городской среды для всех горожан. Поясню на примерах.

Вот петербургский троллейбус 31-го маршрута. Он «оборудован радиоинформатором для инвалидов по зрению». Здорово. Но зададимся вопросом, почему для инвалидов? Ведь объявление остановок нужно всем. Это стандарт перевозок в больших городах. Даже коренные жители не могут знать в деталях все маршруты, а иногда происходящее за окном не видно в темноте сквозь запотевшее стекло.



Если поразмыслить на тему дальше, окажется, что «бегущая строка» в вагоне метро с названием следующей станции (которые работают уже и в Казани, а в столицах никак не могут запустить) была бы полезна не только глухим, но например, туристам и тем, у кого уши в плеере.

Спускаемся в петербургское метро. На эскалаторе транслируют звуковое объявление про «ночной социальный автобус». Замечательная инициатива. Но и он социальный! Это какой-то заговор. Ночной автобус у нас - тоже для больных и немощных. А я-то наивно считал, что он перевозит тусующихся допоздна молодых людей.

Таких примеров навалом. И дело не просто в формулировках. Все современные большие комфортабельные автобусы и троллейбусы наши чиновники уничижительно называют «социальным транспортом». При этом неудобные трясучие маршрутки с пластиковыми сиденьями, спроектированными для китайских детей, и управляемые камикадзе, гордо именуют «коммерческим» (словечко из 90-х).

Так сложилось, что определение «социальный» не подразумевает качество. Да и не хочет нормальный человек чувствовать себя жалким потребителем социальных услуг. Мы хотим уменьшить поток машин в центре, но не понимаем, что горожане пересядут с автомобилей только на классный, модный, комфортный, одним словом, нормальный городской транспорт. Так его и надо подавать. Но таким его и надо делать.



В буржуазных современных городах нет никакого разделения на социальный, коммерческий транспорт (кстати, там и не принято нарочито отделять инвалидов от здоровых людей). Там создана непрерывная удобная среда для любых колесных безмоторных средств передвижения. Она дополняется единой системой общественного транспорта, в котором нет разве что кожаного салона. Естественно, зависимость от личного автомобиля там удалось снизить. А пробки практически свести к минимуму. Петербург, напротив, призывает: Садись на машину! Иначе ты в этом городе никуда не пройдешь и не проедешь. В результате – все на машинах. И все стоят.

Между тем, чтобы обеспечить мобильность человека в городе не во всех случаях требуется мощный и вместительный транспорт. Как не устает повторять госдеповский агент американский транспортник Вукан Вучик, нужно всегда помнить, что основная задача – перемещение людей, а не транспортных средств. Так вот, на сравнительно короткие расстояния люди могут сами перемещать себя и багаж. Достаточно не чинить им препятствий в этом.

Наше государство – все еще во многом источник благотворительности, а не распределитель налогов. А кто нуждается в благотворительности? Конечно, инвалиды.

Люди, которые управляют нашими городами и проектируют их, пока не осознали, что, например, качественные пандусы нужны не только и не столько инвалидам. Они жизненно необходимы велосипедистам, родителям с маленькими детьми, бабушкам с тележками, роллерам, скейтерам, уборщикам. Наконец, всем людям с чемоданами, которых без колесиков уже почти не производят. Пандусы нужны буквально всем!

Звучит горько, но нам с нашими велосипедами, чемоданами и детьми повезло, что есть инвалиды-колясочники. Иначе не было и той хилой инфраструктуры, которая имеется.

Возьмем Казань. Метро здесь неглубокого заложения. Сделали лифт - отлично. Но лифт - священный, инвалидный. Если вы просто пожилой человек или спускаетесь с тяжелыми сумками - вам туда запрещено, дуйте по скользкой лестнице! Еще и милиционер подойдет, если надумаете покуситься.



Казалось бы, тот факт, что объект позиционируется как созданный для инвалидов, должен придавать ему больше веса и значения. Но нет, все выходит наоборот. Любое удобство для инвалидов считается благотворительным бонусом для узкой социальной группы. Такой подход маргинализирует жизненно важную для города задачу создания удобной среды. Инвалидов-колясочников объективно немного. Значит, пандус может вести за угол здания, а лифтом вообще можно пренебречь – нецелесообразно ведь ради десятка инвалидов строить лифты на тех же железнодорожных станциях.

Именно поэтому большинство городских лестниц оборудовано пандусом «две рельсы». Ни разу не видел, чтобы по ним самостоятельно спускался инвалид. Зато детские коляски, чемоданы и прочий скарб, с которым ежедневно передвигаются тысячи людей, на рельсы не поставишь. Так «социальный порыв» превращается в профанацию заботы.

Понимаю, что всех уже достали скандинавские примеры, но копенгагенская электричка - эталон того, как в одном отсеке могут уживаться люди, велосипеды, коляски. Инвалида на этом кадре даже нет, но и он может беспрепятственно заехать в вагон на любой станции и разместиться свободно.



Российским городам сегодня позарез нужны не «пандусы для инвалидов» в избранных местах, а единая и непрерывная инфраструктура для колесных средств транспортировки чего угодно. И качественный городской транспорт, который перетянул бы на себя часть нынешнего автопотока, разгрузив дороги. Это не смена названия. Это смена подхода. Выиграют-то в итоге все - и обладатели кайенов, и владельцы инвалидных кресел.

Каталог лучших записей журнала город.жж.рф


Я на других площадках:
ФээСБук    Дурка   Твиттер Ютуб   Гугл ФрендФид   archi.ru   Эхо Москвы

Социальный автобус в Питере - просто антоним к слову "коммерческий", он же маршрутка. То есть работают карточки, в том числе льготные. Ничего больше.

Не должно быть никаких маршруток. Единый тариф, единый билет, в том числе на электрички в черте города.

Справедливости ради, "ночной социальный автобус" означает только, что он не коммерческий и цена за проезд та же, что и днем.

А что значит коммерческий? Городские перевозки - это базар?

Поэтому слово инвалид меня раздражает. Маломобильные группы населения - это как раз для всех. По-моему год или 2 назад Медведев распоряжался о создании безбарьерной среды.

(Deleted comment)
Инвалидов больше чем вы думаете, просто они замурованы заживо в своих квартирах, так как существующие нормы строительства не позволяют инвалидной коляске не то что спуститься по лестнице на улицу, и погрузиться в общественный транспорт, а даже в лифт въехать.

+100000000000
Для них не создано никаких условий вообще.

Согласна с вами.

Можно подумать, что инвалиды - это наше все! О них государство заботится, всячески лелеет, а "на простых граждан ему плевать". Вы хоть раз пробовали проехать по пандусу на инвалидной коляске? Что-то мне думается, нет. Зайдите хоть на один форум, где инвалиды обсуждают качество этих пандусов, по которым даже здоровый человек не проедет, а потом уж пишите. Вначале хоть разберитесь с проблемой...

Вы пост до конца читали? Я за качество пандусов и ратую.

Нашу страну не изменишь к сожалению...

Если ничего для этого не делать - то точно так и будем дальше жить.

В первую очередь нужно убрать дотирование общественного транспорта и все льготы. Качественную услугу можно получить только когда за нее платишь. Тогда же появится и конкуренция маршрутов. А то сейчас на одним маршрутах не влезть в автобус, на других они пустые ходят потому что какой-то чиновник так решил.

В первую очередь нужно убрать дотирование частного транспорта :)
А общественный транспорт может быть и бесплатным - на то он и общественный. Примеры есть.

Полностью согласен. Только вот как головы сломить.
У нас такая же... бадяга с инвалидами в ущерб обычным жителям.

Сломятся. Знаю многих родителей, которые недоумевают, почему у нас нигде не проехать с коляской. Эти и другие группы надо задействовать для давления. Почему до сих пор не было парада колясок перед Смольным?

(Deleted comment)
мне кажется тут дело даже не в разграничении, а в создании одинаково комфортных условий жизни для всех и сразу. Чтобы не перекраивать уже существующие дома, улицы и транспорт, а всё делать сразу, предполагая, что когда-нибудь этим будет пользоваться инвалид.

Точно такая же проблема в Екатеринбурге, м.Ботаническая. Можно посмотреть у меня в жж

Скандинавская электричка-это чудесно, замечательно. Пока в ней едут 1,5 человека. Но давайте включим воображение и представим, что такая электричка едет в сторону Москвы по какому-нибудь Горьковскому направлению в 6.30 утра и везет она тысячи человек народу в Москву на работу. Представили? То-то я посмотрела, как бы там инвалид в коляске протиснулся. В первую очередь транспорта должно хватать на объем населения, им пользующийся. То есть электричка, даже самая скандинавская, по утрам в сторону Москвы из области должна ходить не 6 раз в час, а 10, предположим. Чтобы народ не толпился в проходе и не мешал проезду инвалида-колясочника.

Помимо этого рельсы для "коммерческих" экспрессов должны быть отдельные. А если тормозить обычные электрички, чтобы пропускать аэроэкспрессы, то и 6 раз в час не выйдет.

К сожалению въезды для колясок на перекоестках превратили тротуары в места парковки автомобилей. Нужно предусматривать парковки, возможно за счет части широкого тротуара и газона, но тротуар должен быть физически недоступен для автомобилей, поребрик на уровне бампера.
"Низкопольные" автобусы, типа для инвалидов, по объективным причинам имеют внутри массу ступенек, кожухов колесных ниш и прочего оборудования. Мало того, что это снижает вместимость автобуса, так приходится перемещаться по этим ступенькам на ходу, с большей вероятностью упасть и стать инвалидом. Возможно, правильным решением авляется автобус с плоским полом и поднятая остановка. Поднятая остановка безопаснее с точки зрения выезда на нее автомобиля.
В целом автор прав.

Да у нас в районе почти все тротуары (даже без пандусов) превратили в парковки. Кого-то хоть штрафуют? Или без батальона ДПС и стайки эвакуаторов (как на Тверской) никак с атохамами не справиться?

Согласна.
Вот мне оххх как повезло, что спуск в подземный переход по пути на велодорожку оборудован рельсой (которя типа для инвалидов).
А то б я больше упарилась, чем покаталась.

Тоже пользуюсь этими рельсами, когда с великом.