minakovas, Alexander Minakov, Александр Минаков

minakovas


Александр Минаков

Расширяю зону комфорта


Previous Entry Share Next Entry
Бесплатный общественный транспорт в Таллине и Петербурге
minakovas, Alexander Minakov, Александр Минаков
minakovas
С 1 января 2013 года Таллин предоставляет населению бесплатный общественный транспорт. Здесь зарегистрировано 420 тыс. человек, что сопоставимо с Тверью или одним спальным районом Санкт-Петербурга. Однако Таллин - столица, и в агломерации проживает 1,2 млн человек. Автомобилизация - 400 машин на 1000 населения (примерно соответствует петербургской).



История такова. В преддверии выборов мэрия захотела сделать эффектный жест. В начале 2012 года был проведен референдум, на котором 75% жителей Таллина проголосовали за то, чтобы городской транспорт стал бесплатным (кто бы сомневался). В результате победу на выборах одержал нынешний мэр Эдгарс Сависаар, а 52% голосов получила его Центристская партия, что позволило ей править без коалиций.



Таллин не был в этом деле пионером. Так, плату за общественный транспорт давно отменили несколько малых городов Франции и бельгийский городок Хасселт. А в октябре 2012 года эксперимент с бесплатными городскими автобусами начался в китайском городе Чэнду, с населением, на секундочку, 14 млн человек.



Недавно к трамваям, троллейбусам и автобусам добавились электрички. Они тоже стали бесплатными для таллинцев на территории города. Пассажиропоток за короткое время утроился!

Вся эта музыка обходится городскому бюджету в 12 миллионнов евро в год и еще примерно 500 тыс. евро заложено на субсидии электричкам.

Надо добавить, что приезжие из других регионов Эстонии и иностранцы по-прежнему платят за билет 1,10 евро (в киоске) или 1,60 (у водителя).



Главный результат нововведения - сокращение количества поездок на личных автомобилях и разгрузка улиц от хронических заторов.
За прошедшее время в Таллине на 10% выросло пользование ОТ и на 15% сократилось пользование личным автотранспортом.

Кроме того, возникает ряд побочных эффектов:
- Социальный (подсчитано, что экономия семьи из 3-х человек – 60 евро в месяц).
- Экологический (меньше автомобилей - больше свободного пространства, меньше загазованность).
- Стимулирующий экономику.



Теперь о том, возможно ли такое в Питере.

1. Прирост налоговых поступлений
Процесс регистрации проживания в Эстонии сравнительно прост. Поэтому на бесплатный транспорт за короткое время набежало 9000 новых жителей, большинство из которых трудоспособного возраста. Теперь они отчисляют налоги в городской бюджет. Подсчитано, что один новый житель дает в среднем 1200 евро в виде налогов.

В Питере, во-первых, черта с два пропишешься. Во-вторых, налог на доходы физических лиц, 40% которого поступает в бюджет Санкт-Петербурга, у нас взимается по месту регистрации юрлица. Так что таллинского эффекта "прироста налогоплательщиков" добиться не удастся.

2. Размер дотаций
Важная предпосылка заключается в том, что 80% текущих расходов системы общественного транспорта в Таллине дотировалось. То есть, эстонцы увеличили дотации на четверть, доведя их до 100%. Согласно данным, которые привел начальник отдела бюджетного планирования комитета по транспорту Санкт-Петербурга Алексей Пятаков, в нашем городе дотации составляют только 20%.

На эту тему сегодня прошел круглый стол Балтийском медиа-центре с участием российских и эстонских политиков и транспортников.



Бесплатный транспорт – конечно, мощный ход. Однако побороть пробки можно лишь комплексом мер. Одни должны быть направлены на дестимулирование автомобильных поездок (платная парковка, расширение зон для пешеходов и ОТ, повышение автоналога и цен на бензин). Другие - на поощрение поездок на общественном транспорте (рост комфорта, надежности, предсказуемости, снижение цены и т.д.).

В Таллине и до бесплатного ОТ такие меры применялись. Действует платная парковка в центральной части города. Проезд по многим улицам старого города и вовсе невозможен, он пешеходный. Автобусные полосы. Приоритет проезда общественного транспорта на перекрестках. Система «Паркуйся и езжай дальше» - водитель едет бесплатно, оставив машину на перехватывающей парковке.



Питеру, прежде чем задуматься о бесплатном общественном транспорте, разумно было бы:

- сделать транспортную систему единой, подогнать всех перевозчиков под один жесткий стандарт, включить электрички РЖД в систему регулирования (у нас архаика в виде безумных маршруток, которые не подчиняются городскому тарифу и стандартам),

- больше инвестировать в общественный транспорт (Таллину это тоже предстоит, в дополнение к дотациям),

- перейти на автоматическое взимание платы (сейчас кондукторы и контролеры обходятся городу в 3 млрд рублей!),

- дать общественному транспорту реальный приоритет ("физические" выделенки, обособленные полосы на мостах, где сейчас ОТ стоит вместе с машинами, теряя преимущество).

- оптимизировать тарифную политику. Сейчас одна поездка на метро обходится петербуржцу дороже, чем жителю любого другого города России, включая Москву. Нет однодневного, трехдневного тарифа, а также повременного, учитывающего пересадку, и др.


Я напросился в гости к Таллинскому дептрансу в феврале. Расскажу и покажу подробнее, как ОТ работает у них.


---

Каталог лучших записей

Подписаться на блог


Интересный ход, но он вряд ли будет затяжным. Бесплатный ОТ долго не продержится

Ну почему? Если избыточного спроса не будет - продержится. (В Таллине)

Edited at 2013-12-16 04:49 pm (UTC)

>сделать транспортную систему единой, подогнать всех перевозчиков под один жесткий стандарт, включить электрички РЖД в систему регулирования

Мне сегодня рассказали что у вас маршрутки принимают оплату «Подорожником». Врут что-ли?

Обязаны принимать и, в 99% случаев принимают.
В оставшемся проценте - везут бесплатно.

Проблему загрузки улиц в Таллине не решили. Нечего решать. Там пробок отродясь не видели.
Кондукторов там действительно нет. Зато есть гораздо более суровые контролеры.
400 автомобилей на 1000... Ну не знаю даже. В глаза как-то не бросается. Может имеется в виду более крупная агломерация.
Фактически введением бесплатного ОТ Сависаар решил одну единственную проблему - получил большинство на выборах. За счет работающего обеспеченного меньшинства сделал халяву всем остальным.
?????
PROFIT!

Можно предположить что при этом сокращаются расходы на ремонты дорог и на медицину.

Где-то в самом начале поста я было испугался, что последует предложение попробовать и у нас. Но, черт возьми, в очередной раз ни поспорить, ни добавить.

Разве что про кондукторов с контролёрами поговорить.
Потому что кондуктора (тикет-леди, по версии гостивших в городе друзей из Франции) это абсолютно точно архаизм, а вот контролёры повсеместно встречаются и в Европе.
Как без них быть?

Контролеры, конечно, должны остаться.

Спасибо, очень познавательно.

Просто увольнением Гарюгина ситуация с общественным транспортом в Питере улучшилась бы в половину...

Не так все просто, но предложение годное.

да проезд на общ. транспорте в СПб оч дорого. и главный минус - нет "временных" билетов. на 30 мин или на час. чтобы куда то приехать, сделать дела и поехать обратно. каждый раз платить за вход выход - это выходит дорого.

Непонятно, почему проезд сделали бесплатным только для жителей Таллина.
Сделали бы для всех - стала бы ненужной инфраструктура по печатанию билетов, их продаже, проверке оплаты, армия кондукторов, контролеров. А сейчас все это продолжает пожирать часть транспортного бюджета города.

Узнаю у них сколько приносят приезжие.

Интересно, ждем, чего еще у таллинцев выяснишь.

Я считаю это не правильным и не справедливым, но я готов на это: ещё УВЕЛИЧИТЬ плату за проезд в ОТ (кроме пенсионеров), но наконец таки развернуть современную сеть LRT по всему городу, упорядочить и модернизировать автобусные и троллейбусные маршруты и, наконец, всё это связать в единую чётко работающую систему с таймерами на остановках, схемами маршрутов и т.п.

С граждан эти деньги не собрать. Только городские инвестиции. А сократить там есть что. Дутую социалку например.

у нас такого нибудет - если только на один день как в москве с метро делали) чтобы так делать надо за это платить = а кто будет? представляешь сколько денег надо если в питере бесплатный автобус сделать - у вас 5 мл
населения плюс приезджие половина ездит на городском транспорте( как минимум 2 раза в день) пускай билет стоит 15 р - получаеться надо из бюджета платить 90 мл р в день - а в месяц 2 700 мл - где взять? интересно откуда в таллине деньги на это взяли - что-то у них с бюджетом нисходиться если даже 100 т ездят по 2 раза - 1 евро билет - получаеться-200 т евро в день надо компинсировать - умножаем на 360 дней - получаем-72000000 евро в год - и как они интересно в 12 мл укладываються - где еще 60 мл ?

Edited at 2013-12-16 09:03 pm (UTC)

Попробую узнать их калькуляцию. А о что у нас не будет в посте гаписано

Со стоянками надо тоже самое

> приезжие из других регионов Эстонии и иностранцы по-прежнему платят за билет 1,10 евро
Вот ! Ключевые слова. Платят названные гости, а не коренные жители.

И со стоянками надо тоже самое. Коренные москвичи паркуются бесплатно. Незванные гости столицы - платят деньги.

Каждый ездит на транспорте и паркуется бесплатно в том городе из которого происходит. А в чужих - платит.

Re: Со стоянками надо тоже самое

Чушь

Жаль не сходил на эту встречу :(

Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.

?

Log in

No account? Create an account