minakovas, Alexander Minakov, Александр Минаков

minakovas


Александр Минаков

Расширяю зону комфорта


Previous Entry Share Next Entry
Амстердамский трамвай
minakovas, Alexander Minakov, Александр Минаков
minakovas
Маршрутные огни, кондукторы и турникеты. Это не микс трамваев Москвы и Питера. Это Амстердам. Трамвай в нидерландской столице - надежное и популярное средство передвижения. Метро ведет в удаленные районы. А трамвай безраздельно властвует в центре города. Несмотря на узость улиц и обилие водных преград.



Именно узкие улицы заставляют в некоторых случаях размещать остановки на мостах, которые традиционно шире. Более того, нередко мост - единственное место, где два встречных трамвая могут разъехаться.



Остановки всегда отделены от проезжей части и снабжены навесом. Даже если платформы для этого приходится делать очень узкими.



Есть несколько улиц с пешеходно-трамвайным движением. Такое решение оптимально для городских артерий с очень большим пешеходным потоком и развитой торговой составляющей, где частный автотранспорт становится неэффективным. Первые кандидаты в Питере - Садовая от Сенной до Невского и Средний пр. В.О. в районе Василеостровской. И трамвай там исторически ходит (ходил). Думаю, и у нас к такому решению придут лет через пять.



Трамвайные маршруты пронизывают город с севера на юг. Есть несколько широтных маршрутов. Главное лежбище трамваев находится у центрального вокзала.



Подвижной состав представлен старой моделью.



И новыми пятисекционными красавцами.



Я не зря начал с маршрутных огней. Мы касались этой темы, когда колесили с tema по трампаркам и депо Петербурга в рамках ПитерЭтноЭксп. Уникальная система обозначения маршрутов разными цветами действует в Питере с незапамятных времен. Каково было мое удивление, когда я увидел на амстердамских трамваях почти то же самое. Цветовая маркировка линий в виде светящегося квадрата имеется у каждого трамвая рядом с номером.



Причем, если в Питере это две лампочки, горящие по бокам указателя маршрута, то в Амстердаме это один квадрат, который, впрочем, может состоять из двух цветов.



Объяснение гласит, что разные цвета (на одной линии комбинации не повторяются) нужны для того, чтобы пассажиры могли издалека, при плохой видимости номера, определить маршрут трамвая. Амстердамцы пишут, что цвета придуманы "для тех, кто не может прочитать цифры" (крестьяне 19-го века?). По всей видимости, речь идет о том же самом. Однако, я бы не сказал, что цветовые квадраты хорошо видны в темноте.



Трамваи ходят и в новые районы, расположенные на намывных территориях, такие как Ijburg. Для этого даже построен трамвайный тоннель. На мосту, естественно, составы двигаются по выделенке.



В новых районах трамвайной инфраструктуре отведено не меньше места, чем личному транспорту.



Оплата осуществляется всевозможными магнитными билетами. В старых вагонах нужно приложить билет к считывающему устройству, чтобы видел водитель. В новых составах есть турникеты - у каждой двери. Правда, не такие, как в Москве, и как пытаются навязать в Петербурге. Насколько я понял, турникеты нужны для того, чтобы пассажиры не забывали делать "чек-аут" - прикладывать карту на выходе.



Но что удивило еще больше - старые добрые кондукторы. В каждом большом трамвае есть даже специальная кабинка. И не только в Амстере, а по всей Голландии. Я был уверен, что эта профессия в Западной Европе умерла. Во всех странах, где я был, пассажиры давно уже оплачивают проезд самостоятельно. Почему голландцы от них не отказались - не понятно.



Самая же фантастическая история приключилась со мной в трамвае №16. Я забыл в нем свой рюкзак. Чемодан взял, а рюкзак тупо оставил на сиденье. А в нем были только что купленная зеркальная камера и ноутбук. Спохватился лишь в квартире. Тут и сел старик. Миллионный туристический город - пиши пропало.

Звоню голландцам, говорят, бюро находок только в понедельник откроется, ну, попробуйте до остановки трамвая дойти и поспрашивать водителей. Так и было сделано. Подъезжает 16-й, который шел в обратном направлении. Водитель - африканская такая женщина. Я говорю, про сумку ничего не слышали? А она: да, моему коллеге на маршруте передали чей-то багаж. Тут навстречу едет 16-й. В кабине тоже чернокожий мужчина сидит (это к слову о распространенных у нас предубеждениях). Она ему сигналит. Там, говорит, твоя сумка. Я пересаживаюсь и вижу - лежит родная! Дуракам и трамвай везет.


Каталог лучших записей

Подписаться на блог


  • 1
Сейчас, когда распространились светящиеся электронные маршрутоуказатели, цветные фонари уже как-то и не так хорошо видно. Но фонари были придуманы тогда, когда аншлаги были еще фанерными, в темноте их видно не было вообще.
Не знаю, как в Амстердаме, а в Питере их придумали больше для стрелочников, которым нужно было издали видеть номер маршрута и соответственно переводить стрелки.

Edited at 2014-01-14 06:09 pm (UTC)

интересно про стрелочников.

Еще в Стокгольме есть трамвай с кондуктором. Но там кондуктор одновременно и вагоновожатый.

Такая же система как у нас с третьим маршрутом - трамвай доезжает до тупика, едет обратно "задом-наперед". Машинист, который довез трамвай до этого тупика выходит из кабины в салон и превращается в кондуктора.

А кто тогда трамвай ведет?

Вот тут http://www.welt-in-zahlen.de/laendervergleich.phtml?indicator=48
написано, что в Голландии 135.230 т.н. аналфабетов. Не знаю, сколько из них и цифры не различают, но проблема неграмотности довольно распределена.
В Германии ей и сми уделяют опеределенное место, выделяют нишу. Есть телевизионные фильмы на эту тему, социальная реклама в кино. А в VHS есть специальные курсы для аналфабетов.

Но это все не по теме. Репортаж интересный. Надо будет опять съездить и покататься на трамвае, его же, вроде, недавно только достроили. Или это метро было?

А в филиал Эрмитажа ты там не заходил, случайно? Я вот уже даааавно собираюсь, никак не доехать.

Эрмитажа филиал есть. Но мне тут хватает.

Цветовые указатели правда не очень. В Питере заметнее.

Оставлять в Амстердаме фотокамеры - признак хорошего тона.
Я как- то оставил зеркалку в открытом кузове грузового велосипеда на парковке. Опомнился минут через 30. Не чаял уже аппарат увидеть. А он оказывается лежит родимый.
Наверное никому в Голландии зеркалки не нужны.

Помню-помню трамваи в Амстердаме: от вокзала к музеям. Только с билетами тогда была проблема: только в журнальных киосках, и что-то дороговатые они были, как мне помнится.

Когда был в Амстердаме в 2011 кондукторов не встретил, странно.

В коротких трамваях их нет. А в Роттердаме есть во всех. Но без кабинки.

Не, турникеты, даже такого типа - всё-таки гадость. У голландцев с честностью плохо или у туристов?

Амстер - не единственный туристический город.

Не сказал бы что основное направление север юг. Картинка говорит об обратном: http://www.tundria.com/trams/NLD/Amsterdam-2006.gif

Скажем так, от вокзала на юг и юго-запад они расползаются, пересекая каналы.

Цифры по разным причинам можно не увидеть. Туман, дождь... Амстердам же :) Плюс близорукие люди не всегда в очках.

А кондуктора мне во Франкфурте, например, отчаянно не хватает. Сплошь и рядом бывает что трамвай уходит пока я выуживаю из автомата на остановке билет.

Для этого автомат устанавливают в салоне, странно, что во Фра не так.

В более-менне пригородах мои любимые зелёные пути. Смотрится шикарно!

А ещё перед тоннелем в Ижбург (Ижевск по-нашему) есть двухуровневая пересадка трамваев - ну чем не метро!

"Первые кандидаты в Питере - Садовая от Сенной до Невского и Средний пр. В.О. в районе Василеостровской."
Садовую, возможно, до Марсова поля такой делать надо. Она узкая на участке от Невского к Марсову.
Средний - да, надо, причём ещё в составе выделенного 6-го маршрута (выделение значительной длины которого отложили). Надо КТ, КРТИ и губера тормошить.
А нам ещё "тройку" обещали до Финбана продлить.

Чек-ин, чек-аут - имхо не лучшая система. Мне не понравилась. Вдобавок местные сказали, что она многих тоже не радует, кто-то забывает сделать чек-аут - и прощайте 4 Евро. Вот немцы - молодцы, простые бумажные билетики. )

По Амстердаму ходил только пешком (ну очень приятный для пеших прогулок город), в Роттердаме ездил на трамваях. Турникетов нет, только валидаторы. Кондукторов тоже нет. Впрочем, повсеместный отказ от людей имеет свои минусы. Так например, на станции Роттердам-Александр билетный автомат не принимал нал и карты Виза. Мне помогли купить билет по какой-то другой дебетовой карте. У немцев билетные автоматы едят всё. Впрочем, в выходные дни замечал в Германии проблемы с оплатой по карте (два раза не прошла оплата в гостиницах, один раз - на железке, все случаи - в выходные). Банки что ли тупят? А чтобы в туалет в Голландии на вокзале или станции сходить - ищи конкретную монетку, а нет - твои проблемы. У немцев вроде иногда можно вместо монеты в 1 Евро бросить мелочь.

Edited at 2014-01-17 08:21 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account