?

Log in

No account? Create an account
minakovas, Alexander Minakov, Александр Минаков

minakovas


Александр Минаков

Расширяю зону комфорта


Previous Entry Share Next Entry
Город победивших инвалидов
minakovas, Alexander Minakov, Александр Минаков
minakovas
На картинке не Европа, и не Америка, а небольшой город Саки в Крыму.




Саки - типичный южный город, застроенный советскими панельками и частным сектором. И это единственный на постсоветском пространстве город победивших инвалидов. На здешних улицах так много людей на колясках, и они ведут себя так непринужденно, что это бросается в глаза. Разновидностей инвалидных колясок на одной улице здесь столько, что ни в Питере, ни в Москве за 20 лет не встретишь.




Грязь из местного озера помогает излечивать заболевания опорно-двигательного аппарата. Сперва я подумал, что все эти люди приехали на лечение.




Приглядевшись, я понял, что значительная часть инвалидов не похожа на туристов. Они выглядят как люди, которые живут здесь постоянно. Некоторые даже торгуют на местном рынке. Под давлением большого наплыва инвалидов-курортников, которые в сезон приносят существенный доход, развилась небогатая, но все же пригодная среда и для появления на улице тех людей, которые в других городах нашей страны, включая столицы, вынужденно сидят по домам.




Я говорю о критической массе. Инвалиды в Саках невольно сотворили то, чего безуспешно пытаются добиться велосипедисты в российских городах. Когда у вас есть 500 постоянно проживающих колясочников на 25-тысячный город, и еще в два раза больше приезжает каждое лето, администрация вынуждена кряхтеть, но делать что-то практическое для этой группы граждан.




Намного чувствительнее становится и бизнес. Когда мимо твоего магазина ежедневно проезжает 50 инвалидов, отсутствие нормального пандуса просто лишает тебя дополнительных клиентов. На снимке - квартиры в первых этажах, приспособленные под сдачу инвалидам.




Все оборудование мгновенно проходит проверку жизнью. Это несложно сделать и в городах с меньшей концентрацией инвалидов - достаточно тому, кто принимает конкретный объект, сесть в коляску и протестировать. Однако в Саках процесс идет сам собой. Отчетливо видно, как в этом здании суда сперва зделали пандус "на отъебись". То есть, просто залили бетоном ступени. Однако ошибка была быстро исправлена - появился пологий металлический пандус с перилами.




Инфраструктура, которую у нас любят создавать под патетическе лозунги "заботы об инвалидах" в реальности нужна всем. Отсутствие барьеров дает профит многим другим социальным группам. В Саках, например, довольно много велосипедов.




Коммунизм, однако, в двух шагах от центра заканчвается. Если погулять по Сакам подольше, замечаешь, что в большинстве своем разбитые тротуары опасны даже для здоровых.




Во многих местах тротуаров нет вовсе. Так что сакские водители привыкли, что в правом ряду почти всегда наяривает бодрый инвалид, и аккуратно объезжают его.




Непонятно, как инвалиды-опорники добираются до Сак и вообще перемещаются на дальние расстояния. Большой низкопольный автобус? - Нет, не слышали. Что внутренний, что междугородний транспорт - тесные переполненные маршрутки, куда даже с детской коляской трудно влезть.




Да, на железнодорожной станции оборудован красивый въезд.




Переезд через рельсы тоже кое-как осилили. А вот из электрички на платформу инвалида предстоит вытаскивать как минимум вдвоем. Короче, без сопровождающих в Саки не приехать.




Несмотря на все косяки и недоработки крымских властей, в Саках есть главное - человек на коляске здесь чувствует себя человеком, который может выйти на улицу, закупиться и обсудить новости на рынке, выпить с друзьями пива в уличном кафе, и необычным это будет только для таких приезжих, как я.
Йохуу!





  • 1
Странно, что именно в Саки, в соседней Евпатории куда больше разных оздоровительных заведений для инвалидов.

Казалось бы, совсем недавно о пандусах и речи не было. Коляски была колоссальная проблема.

  • 1